Найти тему
Дети дождя

Развиваем внутреннюю мотивацию у детей с аутизмом

Оглавление

Мотивация детей аутистов — очень непростой процесс, на первый взгляд, далеко не всегда кажущийся возможным. Дело в том, что у аутичных людей может быть:

— страх неодобрения;

— развито ощущение бессмысленности некоторых действий;

— отсутствие ощущения потребности участия в каком-либо процессе.

Вытащить аутистов из зоны комфорта очень тяжело, тем более, что они неохотно идут на контакт и с небольшим энтузиазмом воспринимают все новое. Но тем не менее, это необходимая часть коррекции, обучения и социализации.

Можно ли заинтересовать аутиста.

Первое, что можно сделать — вовлечь ребенка в игровой процесс. Для этого нужно понять, что может его заинтересовать. Стереотип, что аутисты неподвижны и медлительны, они могут любить как спортивные игры, так и спокойные на логику и память.

Игра — лучшая мотивация любого ребенка. В процессе, вы можете приступать к обучению. Например, считать, фантазировать, вводить в речевой рацион новые слова. Очень важно при этом говорить, какой он молодец, как у него хорошо получается.

Следующий этап — награда за труд. Например, «Оля, какая ты молодец, что застелила кровать. Давай теперь поиграем в куклы», «Миша, спасибо, что сложил книги. Пойдем поплаваем в бассейне».

Фотограф  Nataliya Vaitkevich
Фотограф Nataliya Vaitkevich

Мотивация словами

Вне всякого сомнения, аутичный ребенок видит, как с теми или иными делами справляются братья, сестры, одноклассники. И так как его уверенность в своих силах неизбежно ниже, а уровень перфекционизма выше, он часто боится ошибиться.

Чтобы повысить уверенность в себе, давайте ребенку возможность совершать задания по силам. При этом вы можете использовать их сильные стороны.

Например, многие аутисты отлично считают. Попросите его посчитать, какой по счету пуговицы не хватает на рубашке. Также очень популярен тренажер «алфавит». Когда малыш должен посчитать, какая по счету в алфавите буква. Это полезно вдвойне, так он повторит алфавит и заодно посчитает. Задачу можно усложнить, допустим, он не знает конкретную букву. Покажите ее ему на листе бумаги или магнитной азбуке и попросите до нее сосчитать в обычной книге. Такой метод еще и тренирует память, а буква лучше запоминается.

Разумеется, это лишь примеры, вы можете создать собственные задания и со временем их немного усложнять. Не забывайте хвалить ребенка и говорить, что он очень вам помог. Это отличный стимулятор и мотиватор.

Вы не учитель!

Вспомните, как воспринимается учитель в школе или воспитатель в детсаду. Как абсолютно посторонние люди, кем они, в принципе, как раз и являются. Когда вы обучаете своего ребенка каким-либо навыкам, «не включайте» учителя. Постарайтесь общаться с ним максимально естественно, без нравоучений, «ледяного» тона и по-дружески.

Например, «Женя, давай с тобой вместе помоем яблоки. Принеси 5 яблок, пожалуйста» или «Катя, давай помоем посуду. Поставь сюда 3 синие кружки».

Фотограф Ksenia Chernaya
Фотограф Ksenia Chernaya

Поощрение, а не помощь — главная мотивация

Представьте, что вы хотите добиться какой-то награды на работе. И вам это удается. Но при этом вы понимаете, что без своей команды не смогли бы справиться. Вас вряд ли это расстроит, главное, результат. Но аутичные дети перфекционисты, как уже было сказано выше. Их интеллект гораздо выше, чем думают некоторые люди. И они, по итогу, если вы будете все время им помогать, отлично поймут, что разделались с задачей не сами. Поэтому давайте задания по силам, чтобы позитивный итог воспринимался как полноценная самостоятельная победа.

Фотограф Riki Risnandar
Фотограф Riki Risnandar

После каждого завершенного дела, важно, чтобы аутист что-то получил. Моральное удовлетворение от собранного своими руками паззла, конечно, хорошо, но детям с РАС чужды такие понятия как честолюбие, гордость, стремление стать лучше всех, власть. Победу должен сопровождать ощутимый приз. Им может стать объятия, похвала, ваша радость или что-то материальное. Необязательно, подарок, хотя иногда это необходимо. Вы можете его поощрить, например, прогулкой в его любимый парк, мультфильмом, дать ему поиграть в свой телефон.

Грамотная мотивация дает аутисту стимул действовать и добиваться успеха не только в обучении, но также в самоконтроле во время стрессовых ситуаций, коррекции. Сумеете этого добиться, считайте, что вы практически достигли успеха и нашли подход к своему ребенку. Дальше больше!