На одном свадебном торжестве я первый раз услышал такое начало поздравительных слов от родителей. Это было удивительно, но потом родители объяснили, что в 90е было очень трудное время, приходилось много работать, чтобы дома была еда, поэтому заниматься воспитанием, откровенно говоря, было некогда. Родители, которые говорили эти слова, отметили, что заслуги в том, каким самостоятельным вырос их сын лежат исключительно на самом ребенке. Возможно, конечно они скромничали, и какое-то воспитание они безусловно дали, но нельзя не отметить, что это были очень искренние слова, хотя и передающие некоторое сожаление родителей.
Если более глубоко поразмышлять над этой ситуацией, то наверное окажется очень много семей, которые не могли уделить должное воспитание своим детям в силу различных обстоятельств, главное из которых – работа. Как правило, тяжелая работа отнимает все силы, а поэтому иногда родители всё воспитание предоставляют государственным учреждениям. Это данность, хотя и не должно быть так.
И вот о чём я подумал, в контексте этой темы: «а ведь воспитание, которое дети получали в школах 90х годов, очень отличается от воспитания, которое получали дети в школах например в 70х годах». Согласитесь?
Моё школьное время прошло в 90е и 00е. Самая главная отличительная особенность того времени, это большое количество свободы, в том числе и в школах. Нас не обязывали сохранять какой-то дресс-код, носить одинаковую форму, вступать в кружки или "движения октябрят". Любое участие в какой-то общественной жизни школы было сугубо добровольным, и учащийся мог отказаться безболезненно для себя. Что уж говорить, если я отказывался от поездок на картошку в поля, так как мне такая работа не понравилась и никто к этому меня не принуждал, например под страхом отчисления.
Получается, что образное воспитание, которое давала школа в 90е основывалось на существенной личной свободе. С учителями можно было рассуждать на различные темы, например в вопросах эволюции или вопросах истории событий 1917 года, рассматривая разные точки зрения. В советское время это было практически невозможно, так как была «одна линия».
Теперь, если коснуться советского школьного "воспитания", то окажется, что у советских детей было меньше свободы. Ведь практически все дети с первого класса попадали в октябрята. Из многих статей я вычитал, что это было, практически поголовное вступление.
Правила октябрят (утверждены Бюро ЦК ВЛКСМ 17.03.1967 года):
- Октябрята — будущие пионеры.
- Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
- Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
- Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые.
- Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16—22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят могли организоваться «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В. И. Ленине (его день рождения 22-го апреля 1870 г.). Мне сложно представить, какую пользу детям из начальной школы приносило чтение рассказов Ленина.
Но в такой "игровой" форме детям прививались определенные жизненные устои – находится в одном коллективе, объединенном одной единственной идеей — идеей партии.
Затем для прилежных октябрят открывался путь в пионеры. В пионеры принимали детей с 9 до 14 лет. Формально прием осуществлялся на добровольной основе, но в период 1950-1980 годов практически все дети принимались в пионерские отряды. Думаю среди моих читателей наберется много людей, которые учились в школах до 80х годов и являлись пионерами. Можно сказать, что у детей не было выбора, так как если ребенок не захотел бы вступать в пионеры, со стороны родителя обязательно последовали бы упреки, что такое "поведение" будет его порочить(и ребенка и родителя)! Практически все советские дети были пионерами! Исключение составляли баптисты, но их считали изгоями.
ЗАКОНЫ ПИОНЕРОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
Пионер – товарищ и вожак октябрят.
Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Какая уж тут свобода выбора?
Как вы уже наверное поняли, дальше следовало вступление в комсомольцы. Можно было и не вступать, но тогда молодой человек лишался многих возможностей. Например, без комсомольского билета не принимали во многие вузы, не выпускали за границу. Кроме того, невозможно было мечтать и о партийной карьере, служившей в СССР серьезным социальным лифтом в продвижении по карьерной лестнице.
Вот и получается, что в большей степени воспитанием советских детей занимались не родители, а государство. И государство воспитывало определенного человека, с определенными взглядами. Конечно, я не утверждаю, что все родители не принимали участие в воспитании своих детей, но в действительности, многие из них работали, так как в СССР была культура труда. Поэтому дети большую часть своего времени находились под контролем воспитателей и учителей, и многих родителей такое обстоятельство вполне устраивало.
Что произошло потом?
Конец 90х и развал СССР показал другого советского человека, который вряд ли подходит под определение "пионерского закона". А потом некоторые из них, с тем самым воспитанием и тем самым "лучшим" образованием оказались на тех местах, где можно принимать судьбоносные решения...