Найти тему
Жизнь и Чувства

«Мы детей не воспитывали» – честное признание родителей

На одном свадебном торжестве я первый раз услышал такое начало поздравительных слов от родителей. Это было удивительно, но потом родители объяснили, что в 90е было очень трудное время, приходилось много работать, чтобы дома была еда, поэтому заниматься воспитанием, откровенно говоря, было некогда. Родители, которые говорили эти слова, отметили, что заслуги в том, каким самостоятельным вырос их сын лежат исключительно на самом ребенке. Возможно, конечно они скромничали, и какое-то воспитание они безусловно дали, но нельзя не отметить, что это были очень искренние слова, хотя и передающие некоторое сожаление родителей.

Если более глубоко поразмышлять над этой ситуацией, то наверное окажется очень много семей, которые не могли уделить должное воспитание своим детям в силу различных обстоятельств, главное из которых – работа. Как правило, тяжелая работа отнимает все силы, а поэтому иногда родители всё воспитание предоставляют государственным учреждениям. Это данность, хотя и не должно быть так.

И вот о чём я подумал, в контексте этой темы: «а ведь воспитание, которое дети получали в школах 90х годов, очень отличается от воспитания, которое получали дети в школах например в 70х годах». Согласитесь?

Моё школьное время прошло в 90е и 00е. Самая главная отличительная особенность того времени, это большое количество свободы, в том числе и в школах. Нас не обязывали сохранять какой-то дресс-код, носить одинаковую форму, вступать в кружки или "движения октябрят". Любое участие в какой-то общественной жизни школы было сугубо добровольным, и учащийся мог отказаться безболезненно для себя. Что уж говорить, если я отказывался от поездок на картошку в поля, так как мне такая работа не понравилась и никто к этому меня не принуждал, например под страхом отчисления.

Получается, что образное воспитание, которое давала школа в 90е основывалось на существенной личной свободе. С учителями можно было рассуждать на различные темы, например в вопросах эволюции или вопросах истории событий 1917 года, рассматривая разные точки зрения. В советское время это было практически невозможно, так как была «одна линия».

Теперь, если коснуться советского школьного "воспитания", то окажется, что у советских детей было меньше свободы. Ведь практически все дети с первого класса попадали в октябрята. Из многих статей я вычитал, что это было, практически поголовное вступление.

Правила октябрят (утверждены Бюро ЦК ВЛКСМ 17.03.1967 года):

  • Октябрята — будущие пионеры.
  • Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
  • Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
  • Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые.
  • Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16—22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят могли организоваться «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В. И. Ленине (его день рождения 22-го апреля 1870 г.). Мне сложно представить, какую пользу детям из начальной школы приносило чтение рассказов Ленина.

Но в такой "игровой" форме детям прививались определенные жизненные устои – находится в одном коллективе, объединенном одной единственной идеей — идеей партии.

Октябрята — защитники Октября. 1930-е годы. Фото С. Струнникова
Октябрята — защитники Октября. 1930-е годы. Фото С. Струнникова

Затем для прилежных октябрят открывался путь в пионеры. В пионеры принимали детей с 9 до 14 лет. Формально прием осуществлялся на добровольной основе, но в период 1950-1980 годов практически все дети принимались в пионерские отряды. Думаю среди моих читателей наберется много людей, которые учились в школах до 80х годов и являлись пионерами. Можно сказать, что у детей не было выбора, так как если ребенок не захотел бы вступать в пионеры, со стороны родителя обязательно последовали бы упреки, что такое "поведение" будет его порочить(и ребенка и родителя)! Практически все советские дети были пионерами! Исключение составляли баптисты, но их считали изгоями.

-3

ЗАКОНЫ ПИОНЕРОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
Пионер – товарищ и вожак октябрят.
Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Какая уж тут свобода выбора?

Как вы уже наверное поняли, дальше следовало вступление в комсомольцы. Можно было и не вступать, но тогда молодой человек лишался многих возможностей. Например, без комсомольского билета не принимали во многие вузы, не выпускали за границу. Кроме того, невозможно было мечтать и о партийной карьере, служившей в СССР серьезным социальным лифтом в продвижении по карьерной лестнице.

-4

Вот и получается, что в большей степени воспитанием советских детей занимались не родители, а государство. И государство воспитывало определенного человека, с определенными взглядами. Конечно, я не утверждаю, что все родители не принимали участие в воспитании своих детей, но в действительности, многие из них работали, так как в СССР была культура труда. Поэтому дети большую часть своего времени находились под контролем воспитателей и учителей, и многих родителей такое обстоятельство вполне устраивало.

Что произошло потом?

Конец 90х и развал СССР показал другого советского человека, который вряд ли подходит под определение "пионерского закона". А потом некоторые из них, с тем самым воспитанием и тем самым "лучшим" образованием оказались на тех местах, где можно принимать судьбоносные решения...

-5