Европейские энергетические компании находят обходные пути, чтобы продолжать поставки российской нефти, успокаивая общественное мнение.
Когда груз российского дизельного топлива не является грузом российского дизельного топлива? Ответ заключается в том, что крупнейшая европейская нефтяная компания Shell Plc превращает его в то, что трейдеры называют латвийской смесью.
Суть в том, чтобы продать баррель, в котором только 49,99% произведено в России; с точки зрения Shell, пока остальные 50,01 процента поставляются из других источников, нефтяной груз технически не имеет российского происхождения.
Этот маневр лежит в основе растущего и непрозрачного рынка смешанного российского дизельного топлива и других продуктов нефтепереработки, одного из многих, которые нефтяные компании и трейдеры сырьевых товаров используют для обеспечения поставок российских энергоносителей в Европу и в то же время удовлетворяют общественное мнение, требующее прекращения субсидирование военной машины России.
Поскольку Европа не стала применять какие-либо ограничения или штрафы к покупке российской нефти, газа или угля, продажа новой смеси является совершенно законной. Вообще-то Shell и другие нефтяные компании вполне могли бы покупать грузы 100-процентного российского происхождения. Но смешивание — это удобный инструмент для этих компаний, чтобы публично говорить одно (мы, мол, постепенно отказываемся от российских молекул), а делать другое (покупать много российских молекул).
В случае с Shell компания внесла поправки в так называемые общие положения и условия своих контрактов, чтобы разрешить смешение с российской продукцией. Новые термины гласят (курсив мой):
«Условием этой заявки и любого вытекающего из нее контракта является то, что товары, проданные и поставленные Продавцом, не должны быть произведены в Российской Федерации («РФ») и не должны быть загружены или вывезены из РФ. Товары считаются произведенными в РФ, если они произведены в РФ или если их состав на 50 и более процентов (по объему) состоит из материала, произведенного в РФ».
На нефтяном рынке трейдеры шепчутся о «латвийской смеси» — новом происхождении дизельного топлива, которое выглядит как обходной путь для поставок российского продукта, смешанного с чем-то ещё. Типичная торговля идет из Приморска, российского города, где начинается экспорт нефти, расположенного недалеко от Петербурга, в Вентспилс, латвийский порт с большим нефтяным терминалом и резервуарными мощностями. Вот там и происходит смешивание. Есть много и других мест, где оно также происходит, в том числе в Нидерландах и в открытом море, что торговцы называют перевалкой с корабля на корабль. Для многих на рынке латвийская смесь — это просто эвфемизм любой смеси, содержащей российские молекулы, независимо от того, где происходило смешивание.
Латвийская смесь является напоминанием об аналогичных лазейках для торговли находящихся под санкциями иранской и венесуэльской нефтью, которая в течение многих лет предлагалась на Дальнем Востоке как «малайзийская смесь» или «сингапурская смесь». Для Shell эта стратегия не лишена риска. В прошлом месяце компания была вынуждена принести редкие извинения после того, как ее трейдеры купили единственную партию российской нефти марки «Юралс» с большой скидкой, что вызвало возмущение, в том числе министра иностранных дел Украины, обвинившего компанию в получении прибыли от украинской крови. Shell тотчас заявила, что начала «поэтапный отказ от российских нефтепродуктов» и объявила, что «немедленно прекратила покупать российскую нефть на спотовом рынке».
В то время как Shell пошла по пути приема партий, содержащих до 49,99% российского дизельного топлива, другие этого не сделали. Согласно обновленным общим условиям компании, TotalEnergies SE предусматривает, что ни один груз «полностью или частично» не должен происходить из России. Repsol SA из Испании имеет аналогичные правила, запрещающие любые российские молекулы, в соответствии с ее общими условиями.
Есть и другие лазейки — опять же, все законные. Например, Intercontinental Exchange Inc. позволяет трейдерам поставлять российское дизельное топливо в обмен на популярный европейский контракт на газойль. В циркуляре, опубликованном в среду, биржа напомнила трейдерам, что «товар любого происхождения может быть доставлен» в районе Антверпена, Роттердама и Амстердама. Таким образом, трейдер может занять позицию по контракту и иметь возможность поставлять российское дизельное топливо, соблюдая при этом правила ЕС.
Лазейки и чёрные ходы — напоминание о том, почему санкции трудно применять. И когда санкции не вводятся, а на самом деле являются самосанкциями, это открывает перед компаниями возможность действовать так, как они считают нужным. Результат? Очень для нас выгодный: Россия продолжает продавать свое ископаемое топливо и зарабатывать деньги. Европа также выигрывает от увеличения поставок дизельного топлива и снижения цен на энергоносители.
Вы скажете, а как же «истекающая кровью Украина»? А на неё всем попросту плевать, только вот говорить об этом вслух считается неприличным.