Найти тему
ATI.SU

Весовой контроль передадут Ространснадзору. Перевозчики боятся ужесточения — станет ли больше штрафов?

Оглавление

5 апреля Госдума приняла законопроект, который отстранит ГИБДД от весогабаритного контроля. Все полномочия, связанные со штрафами за перегруз и превышение допустимых габаритов, перейдут Ространснадзору.

Сегодня Ространснадзор может выписывать весогабаритные штрафы только по итогу взвешивания на стационарных и мобильных постах. Но получить штраф за перегруз можно не встречаясь с сотрудниками транспортной инспекции. На дорогах России установлены сотни автоматических пунктов контроля (АПВГК). Они взвешивают проезжающий грузовик, фотографируют госномер и отправляют информацию в базу данных, которую администрирует ГИБДД. Поэтому «письма счастья», которых так боятся перевозчики (ведь штрафы с АПВГК могут достигать 500 тысяч рублей!) приходят именно от ГИБДД.

Если законопроект будет одобрен и подписан президентом, с 1 января 2023 года Ространснадзор получит контроль над АПВГК — и начнёт штрафовать перевозчиков за любой перегруз, зафиксированный сотрудниками на посту или автоматическими весами.

Всё началось с «Платона»

Перевозчики опасаются, что после перехода полномочий к Ространснадзору контроль за весогабаритными нарушениями может быть ужесточён. Основная причина для таких опасений — горький опыт. Похожая история уже произошла с другой системой, которая знакома всем без исключения владельцам грузового транспорта — речь идёт о «Платоне».

В 2018 году Ространснадзору были переданы полномочия по сборам штрафов за бесплатный проезд по федеральным трассам. Случилось это в июле, и буквально через несколько недель СМИ сообщили, что штрафы начали приходить чаще. Например, в Сибирской ассоциации перевозчиков рассказали, что за первую неделю нового порядка контроля в одной только Сибири было выписано 5000 штрафов за неоплату проезда! За пять недель Ространснадзор, заменивший ГИБДД, собрал в сибирском регионе штрафов на общую сумму 300 миллионов рублей!

Ужесточение повлияло на перевозчиков: те, кто раньше игнорировал систему, начали в ней регистрироваться и устанавливать транспондеры.

Поэтому сегодня в среде перевозчиков и в публикациях на отраслевых порталах возникают разговоры о том, что с передачей АПВГК Ространснадзору контроль за весом грузовиков может существенно ужесточиться.

Есть и ещё одна причина для опасений — пояснительная записка к законопроекту о передаче права выписывать штрафы за нарушения, зафиксированные АПВГК Ространснадзору. В ней объясняется, зачем это право даётся Ространснадзору:

Принимая во внимание позицию МВД России о том, что функции по администрированию нарушений весогабаритных параметров транспортных средств не свойственны сотрудникам подразделений МВД России, а также ввиду необходимости усиления контроля за нарушениями правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств


Так что, судя по всему, опасения не напрасны: контроль действительно планируют усилить.

К чему готовиться перевозчикам? Комментарий юриста

Мы обратились за комментарием к транспортному юристу Сергею Богатову и получили такой ответ:

С «Платоном» ситуация вышла довольно простая. Ространснадзор начал направлять штрафы в службу судебных приставов, хотя ранее этого никто не делал. Вот и вся причина, почему возникло ощущение, что Ространснадзор работает жестче. Просто штрафы за «Платон» начали взимать!
С автоматическими пунктами весогабаритного контроля ситуация вряд ли изменится. Просто штрафы начнет выписывать не ЦАФАП, В настоящее время ЦАФАП выписывает штрафы по всем фактам нарушения.

Позицию юриста подтверждает и элементарная логика: автоматику не обманешь, и по каждому выявленному нарушению она формирует протокол. Ужесточать тут, пожалуй, нечего, тем более что штрафы за перегруз и так велики, поднимать их не планируют.

А вот проблемы у АПВГК, которые передадут Ространснадзору, есть. Автоматические комплексы нередко выписывают необоснованные штрафы — из-за технических сбоев и ошибок, допущенных при их установке. Известны случаи, когда «умные весы» штрафовали всех без разбора: сотни перевозчиков получали «письма счастья», тратили деньги и время, чтобы доказать свою невиновность. И хотя технические аспекты не входят в компетенции транспортников, хочется верить, что они обратят на это внимание и предпримут какие-то действия для решения проблемы.