Совершенно неочевидно, если судить по полотнам художников последних столетий и тем более по работам костюмеров современных фильмов, но распространённым и чисто «мужским» цветом в эпоху Тюдоров и Стюартов был розовый цвет.
Гендерная привязка была «перевернута» - и в этом была определенная логика. Красный считался цветом крови, а розовый это его оттенок и значит вполне подходит для мужчин. Вот, например, картина Роберта Пика-старшего, датируемая 1600 годом – «Прогулка Елизаветы Тюдор с придворными». Обратим внимание на двух мужчин – один в центре, сразу перед королевой и крайний слева. Современный человек может принять их за щеголей-модников, но в том-то и дело, что они одеты наиболее «мужественно», согласно традициям своей эпохи. В свите можно заметить еще трех господ в розовых камзолах под черными плащами.
А вот двое аристократов в зеленом – и правда, большие щеголи. Одежда зеленого цвета (особенно ярко-зеленого) была довольно дорогой и кроме этого быстро выцветала. Носили ее немногие (ведь и среди аристократов есть люди экономные) и считалось, что выглядели они эффектно, вызывая зависть и даже недовольство окружающих.
Одной из наиболее дорогих была одежда черного цвета, по-настоящему темный оттенок, так же, как и ярко-зеленый требовал больше краски и более длительного времени для обработки. Так что, как это ни странно, «скромная» и «благоразумная» одежда была еще более показушная чем белая. По сути, это открытая демонстрация богатства. А вот те, кто попроще, предпочитали носить серые или коричневые цвета – на обработку шерсти здесь требовалось немного. Но между тем, люди старались купить себе хоть немного черной одежды и, как правило, она шла в завещаниях особой строкой, как самая лучшая, ценная и достойная внимания.
Женским же цветом считался, наоборот, в противовес современности – синий. Джон Байем Листон Шоу – английский художник, уже более поздний, но на его иллюстрации 1910 года «Мария I. Вступление в Лондон», королева как раз в плаще типично «женского» цвета».
Художник Джон Гильярд Глиндони – 1913 год, «Джон Ди проводит эксперимент перед королевой Елизаветой». Наверное, только «поздним» временем создания полотна можно объяснить наличие на картине сразу трех дам в нарядах красного или розового «мужского» цвета. Что интересно, мужчин в синем «дамском» цвете» найти на картинах даже художников XIX-XX веков не так-то просто. Дамы в красном и розовом встречаются чаще, хотя таких было немного, по сути это было вызовом общественным нравам. На саму королеву Елизавету Тюдор, эти правила, впрочем, не очень распространялись.
И в заключение один и портретов Роберта Деверё, графа Эссекса, одного из самых известных придворных и фаворитов королевы Елизаветы – просто кричащее богатство.