Задание 21, в принципе, шаблонное, поэтому и возможных вариантов ответа по критерию 21.2 не так уж много, как может показаться на первый взгляд. «Набив руку» в решении этого типового задания, можно выделить несколько основных, универсальных факторов, оказывающих влияние на спрос или предложение.
Факторы, влияющие на спрос:
- мода (подходит для рынка одежды, косметических средств);
- цены на товары-заменители (подходит для рынка бытовой техники);
- качество товара (подходит для большинства рынков товаров и услуг);
- увеличение/сокращение числа потребителей (подходит для районов новостроек, где увеличилось количество жильцов или для районов экономической депрессии, откуда люди уехали и количество жильцов снизилось);
- реклама (подходит для большинства рынков товаров и услуг);
- традиции (подходит для объяснения падения/роста спроса до или после праздников);
- предпочтения потребителей (фактор близок по смыслу к фактору «мода», соответственно, так же подходит для рынка одежды, но всё же трактуется в более широком смысле и может быть распространен на большее количество товаров и услуг);
- сезонность (подходит для рынков курортов, для мороженого, например😊, или для рынков скоропортящихся сезонных продуктов, например ягоды, фрукты);
- изменение доходов потребителей (подходит для большинства рынков товаров и услуг).
Факторы, влияющие на предложение:
- издержки производства (подходит для большинства рынков товаров и услуг, например: сырье/комплектующие какого-либо товара подешевели/подорожали, что соответственно, отражается на конечной стоимости товара);
- погодные условия (подходит для рынков, связанных с сельскохозяйственным производством, например: засуха, жара, град, частые ливни, или наоборот, благоприятные погодные условия, могут сказаться на урожайности, тем самым уменьшив или увеличив предложение);
- экономическая политика государства (подходит для рынков, оказывающих более-менее заметное влияние на общую экономическую ситуацию в стране, например: рынок недвижимости, почти все секторы промышленности, возможно применение и для сельского хозяйства. Чаще всего под этим подразумевается изменение налогового режима с целью простимулировать или сдержать развитие той или иной отрасли);
- изменение законодательства (подходит для рынков товаров или услуг, подлежащих лицензированию со стороны государства, то есть социально значимых рынков, например: рынок образовательных или медицинских услуг);
- изменение стоимости сырья (фактор близок по смыслу к фактору «издержки производства», можно сказать, что это взаимозаменяемые факторы);
- изменение стоимости комплектующих (фактор близок по смыслу к фактору «издержки производства», можно сказать, что это взаимозаменяемые факторы);
- количество предприятий-производителей (подходит для большинства рынков товаров и услуг).
Есть очень простая закономерность: «спрос толкает цену». То есть если спрос по той или иной причине вырос, то и цена вырастет. Ведь, товар, который хотят купить все, начинает дорожать, это понятно на интуитивном уровне. Наоборот: если спрос падает, то и цена падает. Потому, что, если товар сейчас мало кому нужен, его готовы отдать со значительной скидкой, чтобы избавиться от него, значит, цена снизится. Таким образом, налицо прямая закономерность: куда спрос, туда и цена.
Итог:
спрос увеличивается – равновесная цена растёт;
спрос сокращается – равновесная цена падает.
С предложением всё наоборот, зависимость цены от предложения обратная: если предложение растёт, товара становится в какой-то момент слишком много, и из-за конкуренции производителей, цена на него начинает снижаться – рынок перенасыщен. Если предложение падает, появляется дефицит (недостаток) товара на рынке, что приводит к повышению цены товара, ведь редкий товар всегда дороже массового.
Итог:
предложение увеличивается – равновесная цена снижается;
предложение сокращается – равновесная цена увеличивается.
P.S. Критерии оценивания задания №21 просты и понятны:
Даны правильные ответы на три вопроса – 3 балла;
Даны правильные ответы только на два любых вопроса – 2 балла;
Дан правильный ответ только на один любой вопрос – 1 балл;
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ Ответ не правильный – 0 баллов.