Найти в Дзене
БесИстория | News

Максимум импрессионизма! Дебюсси + Верлен

Оглавление

Буквально недавно обнаружил, что как-то ни разу не интересовался импрессионизмом в литературе. А тема любопытная. Оказывается, импрессионизм в литературе нашёл своё выражение и в поэзии, и в прозе, и даже в драме. В целом, в отдельное направление (вроде имажинизма, романтизма, футуризма, классицизма) выделять импрессионизм не принято, поскольку черты и грани в литературе у него не обозначены так явно, как в музыке или живописи. Но основная идея — эдакий эмоциональный символизм с опорой на сиюминутное впечатление, чувство и эмоцию.

«Видеть, чувствовать, выражать — в этом всё искусство»
©️ Братья Жюль и Эдмон де Гонкур — писатели-импрессионисты

В прозе основными примерами являются Оскар Уайльд, Томас Манн, Стефан Цвейг, однако на прозе останавливаться здесь я не буду — не о том статья. А вот поэзия нам будет интересна. И в первую очередь рассмотрим произведения Поля Верлена в сочетании с музыкой… Клода Дебюсси!

Сборник Верлена

Для начала поговорим о первоисточнике — сборнике стихов «Романсы без слов» Поля Верлена.

Поль Верлен
Поль Верлен

Этот сборник — вершина зрелости Поля Верлена. Вообще звучность и эмоциональность его стихотворений из этого сборника так и манит написать к ним столь же яркую и светлую музыку. Собственно, Дебюсси и не сдержался. :)

Название — по аналогии с «Песнями без слов» композитора Феликса Мендельсона Бартольди.

Сборник находился в работе в апреле 1872 — апреле 1873 гг., а полностью оформился и впервые был издан марте 1874 года к 30-летию Верлена. Был напечатан ограниченным тиражом в бельгийском городе Сансе, в типографии запрещенного к распространению во Франции политического листка «Суверенный народ». Но в продажу не поступил и, как следствие, не был замечен и не имел успеха.

Состоит из 4 частей:

  1. «Забытые ариетты». 9 стихотворений. Не имеют названий, но многие содержат эпиграф.
  2. «Бельгийские пейзажи». 5 стихотворений.
  3. «Птицы в ночи». 1 стихотворение.
  4. «Акварели». 6 стихотворений.
-2

Уже название первой части «Забытые ариетты» задаёт эдакий музыкальный настрой. В неё вплетается мелодичность строк стихотворений Верлена. Сквозные «лейтмотивы» стихотворений сборника отсылают к персонажам французских народных напевов и воспроизводят английские песенно-плясовые ритмы («Streets», «A poor young shepherd»).

Кроме того, циклы «Бельгийские пейзажи» и «Акварели» дают отсылку к художникам-импрессионистам. В них в деталях описывается уличная жизнь городов и промышленных предместий, особое внимание уделяется к новой для стихотворений реальности индустриализации (фабрик, пароходов, вокзалов, железных дорог).

_______________________________________________________________________________

🔹 Интересный факт: эти циклы написаны под непосредственным влиянием парижских художников-импрессионистов, с которыми Верлен много общался — в частности, с Э. Мане). 🔸

_______________________________________________________________________________

В своих письмах из Лондона Поль Верлен особый интерес проявлял к «сбору впечатлений» иговорил о поиске «все более и более современной поэтики».

Стихотворения переводились на русский язык многими известными поэтами, среди которых: Ф. Сологуб, Б. Лившиц, Б. Пастернак, А. Эфрон, В. Микушевич, Э. Линецкая, В. Рогов — и многие другие.

А что там с Дебюсси?

Клод Дебюсси
Клод Дебюсси

А Дебюсси набрал стихотворений из всего сборника и написал к ним чудесную музыку, изобилующую «всплесками» эмоций.

Вокальный цикл «Забытые ариетты» Клода Дебюсси

Дебюсси начал работать над этим опусом, когда ему было 23 года. А критики потом напишут: «Здесь наконец-то настоящий Дебюсси во всех шести мелодиях!»

Сам композитор говорил так: «Музыка не прямое изображение, не иллюстрация картин природы, она передаёт впечатления от природы путём более сложных и тонких, тайных ассоциаций».

Весь этот вокальный цикл посвящён шотландской певице Мери Гарден.

Состоит из 6 песен:

№ 1 — «Это экстаз...»

Le vent dans la plaine

Suspend son haleine

(Favart)*

№ 2 — «Плачет сердце моё». Эпиграф из Рембо: «Дождь тихо падает на город».

№ 3 — «Деревьев тень». Эпиграф — из Сирано де Бержерака: «Соловью, который с высоты ветки глядится в реку, кажется, что он упал туда. Он сидит на вершине дуба, тем не менее, боится утонуть».

№ 4 — «Деревянные лошадки». У Верлена это стихотворение существует в двух вариантах. Вот что пишет переводчик А. Ревич:

«Даже невооруженным взглядом можно заметить, что более ранние стихи Верлена, при всей их неожиданности и драматичности, отличаются эстетически и мировоззренчески от стихотворений из книги "Мудрость". Чтобы подчеркнуть это различие, я включил в состав книги два варианта стихотворения "Деревянные кони". Первый вариант входит у Верлена в цикл "Бельгийские пейзажи" из книги "Песни без слов" и называется "Брюссель", а второй без названия входит в книгу "Мудрость". В отличие от первого варианта, немного гротескного, но представляющего озорную антиидиллию, второй содержит трагический мотив, резче окрашен социально и впрямую предвещает будущие исторические потрясения.»

Но Дебюсси написал музыку на текст первого варианта - из "Бельгийских пейзажей".

№ 5 — «Зелень». Стихотворение настолько прекрасное, что я хочу процитировать его здесь целиком:

Вот ранние плоды, вот веточки с цветами,

И сердце вот моё, что бьется лишь для вас.

Не рвите же его лилейными руками,

Склоните на меня сиянье кротких глаз.

Я прихожу, ещё обрызганный росою,

Что ветер утренний оледенил на лбу.

Простите, что опять я предаюсь покою

У ваших ног, в мечтах благодаря судьбу.

Ещё звенящую последним поцелуем,

Я голову свою вам уроню на грудь.

Пусть буря замолчит, которой я волнуем,

А вы, закрыв глаза, позвольте мне уснуть!

— Перевод В. Я. Брюсова

№ 6 — «Сплин». Процитирую профессора Московской государственной консерватории, Заслуженного деятеля искусств РФ ЛюдмилУ Михайловну Кокореву:

«Текст Верлена - яркая, зримая картинка "красных роз, тёмного плюща, слишком голубого неба, слишком зелёного моря, слишком тёплого воздуха" - всё это "слишком" оттеняет грусть влюблённого, который страшится утраты»

Как оказалось, импрессионизм во всех видах искусства — яркий эмоциональный всплеск чувственности и искренности, символов, позволяющих многое додумать и представить самому. Главное — чувства! Жизнь здесь и «незамедлительно сейчас»!

А что любите в импрессионизме вы? Пишите в комментариях!

Жорж Сёра. «Сена в Курбевуа». 1885 год. Частная коллекция.
Жорж Сёра. «Сена в Курбевуа». 1885 год. Частная коллекция.

———————————————————————————————————

Смотрите также другие литературные статьи с двух каналов:

Музыка и слово: Прокофьев и Ахматова
Поэтический кабачок15 апреля 2022
Мой ласковый и нежный... Ремарк
Поэтический кабачок17 апреля 2022

———————————————————————————————————

Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень помогает продвижению канала ☺️