Найти в Дзене
ПРОСТО О ВИНЕ

Российские автохтонные сорта винограда: что нужно знать

Оглавление

Десять лет назад эксперты зафиксировали интерес к автохтонным сортам винограда как глобальный тренд. С тех пор он только развивается и расцветает: каждая винодельческая страна, а то и регион считают своим имиджевым долгом развивать местные сорта винограда.

Фото: © Ваня Березкин
Фото: © Ваня Березкин

Чем объяснить моду на автохтоны?

Во-первых, собственно модой – на новизну названия сорта, вкуса, нюансов аромата.

Во-вторых, автохтоны действительно могут представлять немалый интерес, поскольку они плоть от плоти определенной местности, особенностей ее климата, почв и деталей культивирования. Кто, как не они, наилучшим образом представляют свой терруар и (обычно) предлагают виноделу возможности сделать если не выдающееся, то аутентичное и примечательное вино.

В нашей стране, конечно, не 300 автохтонов на рабочих виноградниках, как в Италии, но кое-что имеется. Причем мы до сих пор не решили, какому из сортов доверить звание «лица» виноделия России.

Фото: © Игорь Родин
Фото: © Игорь Родин

Автохтон видишь? А он есть…

Советская наука, отдадим ей должное, в 1950-1960-е на территории Дагестана выделила порядка 150 местных сортов с гигантским разнообразием форм, например, только лесных было около 60. Из них отобрали сорта для производства качественных вин. Из них еще и получили новые перспективные сорта. Но в силу многочисленных причин до нас дошло немногое. И кто из потребителей знает такие наименования, как хатми, гюляби, шавраны, нарма, махбор цибил, аг узюм или гимра?  Последний, кстати, считается предком красностопа золотовского.

На Ставрополье список сортов должен быть не менее захватывающ, правда, мы смогли припомнить только асыл кара, он же кизлярский черный.

На Кубани еще печальнее, но не в силу забвения: здесь и не было настолько ценных аборигенов, чтобы о них сохранилась хотя бы память. Периодически экспедиции виноделов-энтузиастов совершают набеги на шапсугские аулы (в Адыгее) и даже что-то одичалое находят. Но, увы, главный винодельческий регион страны все российские автохтоны завез: и красностоп, и цимлянский черный, и сибирьковый, и платовский. Естественно, органолептика вин из них заметно отличается от родных. Поэтому до сих пор мы не можем определиться – наш красностоп, он какой должен быть? Ситуацию усугубляет появление красностопа анапского и красностопа АЗОС. А в целом Кубань более прославилась выращиванием сортов советской селекции, в том числе гибридных. Но об этом мы поговорим в другой раз.

Фото: © Ваня Березкин
Фото: © Ваня Березкин

Крым

Кроме селекционной, в институте «Магарач» велась и работа по изучению автохтонов: танагоз, шабаш, айбатлы, дардаган, крона, богос зерва, яных якуб, асма и так далее. Сегодня институт пытается коллекцию восстановить. Порядка 75 сортов есть на винограднике Валерия Захарьина, в основном в количестве нескольких кустов.

Сары пандас древний белый сорт греческого происхождения, растет на виноградниках в районе Судака. Традиционно использовался для производства десертных вин, но опыт сухих вин оказался вполне интересным.

Кефесия – еще один старинный крымский сорт, распространенный на виноградниках Феодосии (его древнее название – Кафа или Кефе) и Судака. Тоже использовался для десертных вин, сегодня его пробуют и для сухих.

Кокур белый – самый известный и самый популярный автохтон Крыма. Его вотчина – окрестности Судака. Его даже завезли на Дон, где назвали белый долгий.

Солнечная Долина заставила обратить на него внимание, Олег Репин сделал его популярным (увидите – берите ящик). Теперь каждая винодельня старается или покупать виноград, или высадить кокур у себя. Сорт оказался на редкость гибким и любящим эксперименты.

Эким кара – «черного доктора» толком разглядели в Судаке только в 1930-е. Обычно его подвяливали для десертных и крепленых вин.

Фото: © Ваня Березкин
Фото: © Ваня Березкин

Долина Дона

Самый упрямый винодельческий регион, завозивший чубуки для будущего достояния на протяжении VIII-XIX веков как с Кавказа, так и из Европы. Во всех российских регионах развивают виноделие из международных сортов, а на Дону настоящая автохтонная вольница: красностоп золотовский, сибирьковый, цимлянский черный, плечистик, варюшкин, пухляковский, кумшацкий, косоротовский, мушкетный, буланый, шампанчик. Эти сорта образуют волго-донской кластер черноморского семейства Vitis vinifera. Если в целом, в аромате белых – степное разнотравье, мед, даже узвар. В красных – терновник, тутовник, слива и чернослив.

Красностоп золотовский – старинный донской сорт. Считается, что происхождение ведет от дагестанской гимры, завезенной во времена Хазарского каганата. У него оригинальный вишневый тон во вкусе и аромате и рустичная танинность. Эмпирически, бочка его значительно облагораживает.

Плечистик – культивируется в компании с цимлянским черным, который играет роль сорта-опылителя. В вине лучшее их соотношение 50/50.

Цимлянский черный в миксе с плечистиком прославился неповторимыми по типу и качеству «цимлянскими» красными игристыми. Широко распространен в Долине Дона, встречается в Краснодарском и Ставропольском краях.

Фото: © Архив SWN
Фото: © Архив SWN

Пухляковский – более известен своим происхождением, чем винами. Его местное название «козьи сиськи», по форме грозди. Считается, что он происходит из Венгрии, где есть родственник – кечкечечу, что дословно означает «такой, как вымя козы». Но, судя по биологическим характеристикам обоих сортов, лозы могли привезти хазары из Дагестана.

Сибирьковый – самый знаменитый белый из донских, требующий ювелирного расчета винодела: своевременно собрал урожай – получил прекрасное гармоничное вино; чуть запоздал – кислотность упала, вино вышло плоским и горьковатым.

Кумшацкий – довольно редкий сорт. Один из самых зимостойких и плодовитых. Хорош и в сухих, и в игристых винах.

А какой ваш любимый российский автохтонный сорт винограда? Делитесь в комментариях!

#долинадона #крым #российскиевина #винароссии #виноделиероссии #виноделие #россия #автохтон #автохтоны #вино