Найти тему
7,4K подписчиков

Что делать с двоечниками?

2,1K прочитали

Даже если вы не учитель в школе, то всё равно представьте себе, что классе в 8 приходит в класс ученик, который не знает программы за начальную школу. Например, таблицы умножения не помнит, и не может потому умножить двух чисел. А тут в программе векторы уже пора умножать.

Что делать в такой ситуации?

Учителя предлагают и предпринимают разные меры. Я прошу пройти небольшой опрос на эту тему, а потом выскажу своё мнение. Если что-то добавить хотите, пишите в комментариях (такой вариант предусмотрен)

Я сам считаю, что в той же математике у детей тянутся проблемы с 1 или 2 класса. Поэтому, если в 8 класс приходит ученик, сильно отстающий, нужно возвращаться именно туда. Это может сделать учитель во время урока или в дополнительное время, репетитор. В общем-то, лучше именно во время урока, потому что ребёнок всё равно не сможет работать на уроке 8 класса, если у него беда с темами 2 класса. На том же иностранном языке, когда учитель пишет на доске тему урока, ученик, не выучивший алфавит и правила чтения, не то что понять, прочитать не сможет. Так что его нужно обучать особо, но не выгонять же из класса, верно?

Кстати, сейчас есть такая штука, как индивидуальная траектория обучения. Эта идея родилась, как мне кажется, как раз из именно таких соображений.

Но беда в том, что в классе часто не один такой, а чуть ли не половина. И у всех разные проблемы. Что делать с этим? - вот вопрос, на который ответ есть далеко не у всех.

На всех делать индивидуальные траектории?

В общем-то, я отвечаю на этот вопрос именно так - делать каждому индивидуальные программы. Это не так сложно, как кажется.

В каждой школьной науке есть не так много основных, базовых вещей. В математике их около десяти, в иностранном языке - и того меньше.

Ну, вот как объяснить... Вот в математике есть вычисления. Они тянутся с 1 класса по 11й - всегда надо складывать, умножать и прочее. Если ученик не умеет вычислять, то он ни текстовой задачи не решит, ни график функции не построит. Это - базовая вещь. И вот ей надо бы научиться.

Чтобы эту вещь базовую освоить, нужно научиться делать ряд шагов. В примере с вычислениями это будут такие: действия с натуральными числами, действия с дробями, действия с отрицательными числами... Каждый этот шаг делится на части: сложение, вычитание, умножение, деление, степень, корень и логарифм для натуральных чисел, потом то же деление для других множеств. Ну, в общем, таких мелких шагов довольно много.

Что характерно, каждому из них обучить нетрудно, надо просто иметь специальные обучающие задания. (Задания из учебника тут точно не подойдут, они подходят только для отработки.)

Сначала надо провести диагностику - то есть, узнать, в каких именно мелких шагах у ребёнка проблемы. Я когда-то писал о диагностических заданиях (допишу ещё), и пока не досуг, но важно, чтобы по ответу ребёнка можно было в точности установить, в чём именно проблема. Вот прямо увидеть этот мелкий шаг - "преобразование неправильной дроби в смешанное число и обратно".

Второй этап - закономерный - выдать обучающие задания, которые научат именно тому, что надо.

В общем-то, это можно делать и в потоке, чуть ли не автоматизировано. Для этого нужно грамотно составить диагностическую работу, да держать под рукой комплекты для обучения.

Да, маленькая ремарка. Я уже писал, что давно пора уходить от схемы "учитель объяснил - ученики повторили", например, к схеме "ученик сделал - столкнулся с проблемой - учитель разъяснил". Разумеется, индивидуальные траектории с первой схемой работать не будут, потому что у учителя не будет возможности этому объяснить сложение дробей, а том - задачи на движение по реке.