Найти тему

Цифровой маркетинг сегодня: где запускать контекстную рекламу

Оглавление

В нынешней ситуации у владельцев малого и среднего бизнеса возникают вопросы: в каких соцсетях продвигаться, есть ли альтернатива тем ресурсам, которые попали под блокировку, и что сейчас делать с рекламными проектами. Обо всём этом рассказал эксперт по маркетингу компании MTP Digital Олег Сазонов.

Возможна ли полная блокировка всех иностранных поисковиков и соцсетей?

На сегодняшний день информационные гиганты Google и TikTok приостановили работу с платными публикациями на территории России. Социальные сети Facebook и Instagram заблокированы.

Нужно понимать, что Google и TikTok не уходят с рынка полностью. Сейчас они не показывают рекламу на территории РФ, чтобы предотвратить распространение нежелательной информации. Это необходимая мера, которую требует предпринять Роскомнадзор, и она, скорее всего, временная. Площадки делают всё возможное, чтобы предотвратить уход с российского рынка. Полная блокировка принесет большие убытки, ведь Россия составляет ощутимую часть дохода. По этим же причинам блокировка Facebook тоже, вероятнее всего, временная.

На каких площадках сейчас не стоит запускать рекламу?

Раньше пользователи размещали рекламу преимущественно в Instagram и Google, к которому относится, в том числе, крупнейшая площадка для видеохостинга YouTube. В нынешней обстановке приоритеты поменялись: малый и средний бизнес в спешке переводят рекламный бюджет на ВКонтакте и поисковик Яндекс. Объясню, почему этого делать пока не стоит.

Экономически работа с ВКонтакте и c поиском в Яндекс сейчас невыгодна. Из-за блокировки Instagram аудитория ВКонтакте значительно выросла, но аукцион стал намного выше и всё еще непрогнозируемо растет. Станут выше цены за показы, конверсия и клики станут дороже. Рост показателей трудно контролировать в отношении малого и среднего бизнеса, потому что рекламными кампаниями чаще всего управляют специалисты с набором базовых знаний либо сами владельцы бизнеса. Мой прогноз такой: нужно подождать примерно до конца апреля 2022 года, пока аукцион на площадках не стабилизируется. Постепенно малый и средний бизнес на практике поймет, что запускать рекламу там невыгодно. Предприниматели перестанут вкладывать туда большие деньги и обратятся за помощью к профессионалам.

Как сейчас работает реклама на информационных сайтах?

Информационные сайты получают примерно одинаковый доход с рекламных мест от Google и Яндекс. Google перестал размещать рекламу на территории РФ, но рекламодатели могут использовать баннеры Яндекса. Когда вернется реклама в Google — неизвестно, поэтому бизнес начнет переходить на другие рекламные места, чтобы не терять время. Крупнейшие информационные порталы уже заменили рекламные блоки Google на блоки Яндекс.

В объеме трафика рекламодатели не потеряют. Информационные сайты уже начали переделывать рекламные места под местные рекламные сети, поэтому возможностей для размещения баннеров на сайтах будет много.

Контекстную рекламу на YouTube отключили. Есть ли другие возможности рекламы на этой платформе?

Блогеры потеряли часть дохода с показов рекламы внутри их видео, но авторы могут получать доход от рекламных интеграций. В ближайшее время возможны два развития событий. Первый — интеграции станут дешевле и контента станет больше, что хорошо для рекламодателей. Второй — контента больше не станет, а цена на рекламу вырастет. Это будет зависеть от решений блогера, поведения его коллег и от сегмента, в котором он работает.

Очевидно, что в ближайшее время рекламных размещений в видео российских блогеров станет меньше. Сейчас рекламодатели хотят остановиться и посмотреть на развитие ситуации. Особенно это касается владельцев малого и среднего бизнеса — купить интеграцию у блогеров они вряд ли смогут из-за ограниченного бюджета.

Множество иностранных рекламодателей уйдут с российского YouTube, но будут закупать рекламу страны, с которыми мы остались в сотрудничестве (например, мы будем чаще видеть рекламу китайской техники).

Также рекламные интеграции активно запрашивают у YouTube-блогеров госсистемы и госкорпорации (например, Честный ЗНАК, «Роскосмос»), молодежные социальные проекты («Управляй», «Большая перемена»). На такую рекламу государство выделяет много бюджета. Еще рекламу будут заказывать местные медиасервисы, например «Кинопоиск».

Можно ли запускать контекстную рекламу в Telegram?

Таргетированная реклама в Telegram пока работает, но ценник на нее очень высокий — за рекламный слот придется заплатить примерно от 10 млн рублей. Малому и среднему бизнесу это просто недоступно из-за ограниченного бюджета.

Будут ли сложности с покупкой программного обеспечения для работы с рекламой?

На территории РФ уже недоступно множество зарубежных программ, которые необходимы для работы, например Adobe. Рекламу нужно «нарисовать», собрать SEO-ключи для текста, а потом проверить эффективность этих ключей. Для всех этих действий нужно программное обеспечение. Например, проверить ключи без ПО вручную практически невозможно, если их много. Приходится долго проверять на практике качество переходов, какие слова привели к продаже, релевантно ли объявление запросу и так далее.

Чтобы не терять время и деньги, пользователям нужно искать альтернативу, которая не попала под санкции, но вариантов очень мало. Проблему с ПО пока решают.

Какие есть альтернативные рекламные площадки?

Я бы порекомендовал рекламную площадку myTarget. Платформа объединяет всю рекламную сеть Mail.ru и имеет большой объем рекламных возможностей. Поэтому на данный момент myTarget можно назвать одной из самых удачных альтернатив зарубежным площадкам.Напомню, что чуть позже можно будет запускать рекламу в соцсети ВКонтакте, когда ситуация на цифровом рынке станет стабильнее.

Совет эксперта: что делать малому и среднему бизнесу

Если вы заводили рекламные кампании на заблокированных площадках, рекомендуем поставить рекламу на паузу и не переходить второпях на другие рекламные площадки. Ситуация на рекламном рынке очень нестабильна.

В России Meta включили в список экстремистских организаций (в частности, соцсетей Facebook и Instagram). Помните, что оплаты в рекламные кабинеты этих площадок будут расцениваться как финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).

Если вы чувствуете, что реклама сейчас необходима вашему бизнесу, то советуем пока не запускать рекламу самостоятельно. Обратитесь в квалифицированные агентства, которые умеют работать с разными площадками. Если ваш бюджет ограничен, возьмите у агентства только консультацию. Действовать самостоятельно сейчас опасно — вы потратите деньги и время, но не получите эффективности.

Самое главное — не воспринимайте нынешнюю ситуацию как время проблем и не паникуйте. Сейчас, как ни странно, время возможностей.