Вопрос от клиента: «У нас ограничен бюджет. И чтобы в него вместиться с новыми ценами закупки мы должны сократить ассортимент. Как выбрать, какие позиции выводить из ассортимента?»
Ответ команды Stock-M: Если ограничение в деньгах – при оценке ассортимента нужно руководствоваться тем, насколько позиция выгодна с точки зрения возврата инвестиций в запасы. Мы рассчитываем показатель, который называется ROI-рейтинг товара.
ROI-рейтинг товара основан на сравнении:
- условий продаж: насколько по хорошей цене и активно товар продается (это влияет на Проход или Маржу товара),
- и условий поставки: по какой цене нам продают товар, какая частота и длительность поставки и какими партиями возит поставщик (это влияет на Буфер запаса).
Как принимать решения по ассортименту: - Результаты ROI-анализа отличаются от привычного ABC, но в условиях дорогих денег мы считаем ROI-анализ более полезным. Может получиться, что по АBC-анализу товар из-за небольших продаж находится в группе С, но из-за удобных условий поставки мы зарабатываем на нем хорошо относительно очень низких инвестиций в запасы. А товар из группы А приносит много выручки, но с низким Проходом/маржой и большими инвестициями в контейнерные поставки. ROI-анализ учитывает не только скорость генерации Прохода/Маржи, но и сумму инвестиций в запасы и их оборачиваемость.
Оценивайте ROI ассортимента в рамках группы, и убирайте наиболее слабые SKU из группы, но не группу целиком - так вы не «оголите» магазин.
В Stock-M ROI-рейтинг товаров рассчитывается автоматически. А также есть модуль управления категорией – CAT-модуль. В нем можно задать целевые показатели: максимальные инвестиции в запасы по группе на всю сеть. И при превышении этого порога сотруднику прилетит уведомление и задача – посмотреть на группу и принять решение по ассортименту.
P.S.
Сократить инвестиции в запасы и уложиться в бюджет можно не только за счет вывода позиции. Можно обсудить с поставщиком другие условия поставки (цена закупки, партия, частота поставок). Понимаем, что сейчас реализовать это может быть непросто, но имея ROI-рейтинг перед глазами, вы можете показать поставщику реальную обстановку. Объясните, что не готовы морозить столько денег в его товаре, но готовы сохранить его не полке и попробуйте вместе найти решение. Убрать позицию вы успеете всегда.
___
Мы в Stock-M Consulting консультируем бизнес и внедряем софт по управлению запасами в цепях поставок на основе принципов теории ограничений Голдратта.
Больше кейсов клиентов, материалов об управлении запасами и теории ограничений - на нашем сайте stockm.ru.