Найти тему

Где зарождались отечественные паровозы…

История Александровского чугунолитейного завода

В 1826 году в Петербурге заработал Александровский литейный завод. Никто и не думал, что через несколько десятков лет он начнет выпускать паровозы, подводные лодки и скульптурные композиции из металла. Но именно такая судьба была ему уготована: почти сразу после открытия начали появляться заказы от министерств на изготовление паровых машин, артиллерийских снарядов, пароходов и декора для архитектурных памятников.

Особая гордость завода — это вагоны и паровозы, которые изначально изготавливались только для Петербургско-Московской железной дороги (позже Николаевская). Чтобы выполнить весь объём предстоящих работ по заполнению путей составами, завод пришлось модернизировать: построить бараки для сборки вагонов; закупить оборудование и инструменты; обучить персонал — мастеровых, будущих кондукторов и машинистов.

Первый паровоз был изготовлен в 1845 году. В честь этого события в середине прошлого века на территории завода установили памятник — мини-поезд. Через год начали выпускаться вагоны уже трёх разных классов.

-2

Развитие продолжилось: в 1858 были разработаны модели более мощных паровозов, звавшиеся "царскими" или паровозами "особой важности". Тогда же началось конструирование первых уникальных локомотивов, двигавшихся с помощью сжатого воздуха, а не пара. Их проект разработал инженер Барановский. Называли машины "духоходами" и "духовыми самокатами".

В 1891 придумали и собрали паровоз серии Н, который стал "отцом" всех унифицированных отечественных локомотивов. Его чертежи использовались на многих других заводах России. А в 1893 завод получил статус Главных паровозных и вагонных мастерских Николаевской железной дороги.

-3

В XX веке производству пришлось сменить свою специализацию на кораблестроение, но о поездах никто не забыл. В нулевых там, например, были сделаны самоходные краны для выполнения работ на путях.

Сейчас завод носит имя Пролетарский и изготавливает продукции судового и энергетического машиностроения. Но о его заслугах в деле развития железных дорог помнят до сих пор.

#ржд #александровский завод #поезд #паровоз #пролетарский завод