Найти в Дзене

Исследование: какие способы повышения квалификации для педагогов самые эффективные?

Повышение квалификации для педагога является не только нормативным требованием. Изменения, происходящие в системе образования, стимулируют специалистов к получению новых знаний, поиску и освоению новых образовательных технологий и приемов. Развитие профессиональных компетенций очень важно, так как позволяет увереннее чувствовать себя в профессии и личностно расти.

Технологии и форматы профессионального развития различны, но какие из них действительно работают, а какие безнадежно устарели? Валерий Волков, заместитель директора Академии цифровых технологий по научной деятельности, кандидат педагогических наук делится своими мыслями об этом, а также приводит первые результаты исследования, в котором участвуют сотни педагогов Санкт-Петербурга.

Этот материал продолжает тему повышения квалификации педагогов. В первой статье мы рассказали о том, почему курсы в Академии как правило не длиннее 36 часов. Читать статью.

Валерий Волков: «Осенью 2021 года при написании новой программы дополнительного профессионального образования «Эффективные технологии профессионального развития педагогов» и подбора материалов для этого курса у меня была возможность прочитать много отечественных и зарубежных публикаций и других материалов по теме. Их рефлексия позволила составить перечень из 22 технологий (форматов) профессионального развития, которые нашли отражение в программе курса. В этом году, начиная работу с несколькими группами педагогов, мы планировали вместе проанализировать этот перечень технологий, проверить его достаточность и определить возможности дополнения.

В ходе занятий с первой учебной группой стало понятно, что затрагиваемая в рамках курса тема имеет серьезный исследовательский потенциал. Таким образом, курс обучения стал рассматриваться как один из форматов проверки возможного арсенала технологий (форматов) профессионального развития, а слушатели программы составили «экспериментальную» группу. Расширяя исследовательский ресурс, в экспериментальную группу позднее будут включены участники уникального проекта «Школа под ключ» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и молодые учителя из Могилева (Беларусь).

В партнерстве с коллегами (ИМЦ Петроградского и Красносельского районов) нами дополнительно была сформирована «контрольная» группа, в которую вошли около 500 педагогов образовательных учреждений из разных районов Санкт-Петербурга. Этим педагогам, не являющимся слушателями по программе, предлагалось оценить эффективность технологий профессионального развития, опираясь исключительно на свой опыт. Общее количество педагогов, вошедших в экспериментальную и контрольную группы, к концу 2022 года составит около 700.

К настоящему времени мы уже имеем первые результаты работы, которые представляют определенный интерес для научно-педагогического сообщества. Кратко обозначу несколько тезисов.

  • Наше исследование показывает, что у педагогов все четче проявляется запрос на обновление программ и форматов обучения в системе дополнительного профессионального образования, так как оценки ее эффективности оставляют желать лучшего.
  • По мнению респондентов наибольший эффект для профессионального развития дает самостоятельное изучение, осознанный выбор и освоение педагогами новых образовательных технологий (77% и 71% в выборке экспериментальной и контрольной группы).
  • На основе полученных нами данных можно предложить администрациям школ и других образовательных учреждений использовать максимально широкий набор технологий профессионального развития педагогов, не ограничиваясь только возможностями, которые дает система дополнительного профессионального образования.

Возвращаясь к программе «Эффективные технологии профессионального развития педагогов», можно сказать, что пока она выполняет преимущественно навигационную роль (продолжительность программы всего 18 часов), помогая педагогам ответить на вопрос «как развиваться в профессии». По завершению исследования курс будет переработан и в 2023 году мы увидим его в обновленном формате. Возможно программа будет увеличена в объеме до 36 часов и дополнена практическими заданиями и кейсами, составленными на основе всего массива данных, полученных в ходе исследования.

Коллеги, приглашаем к дискуссии: какие технологии профессионального развития вы считаете более эффективными и почему? Пишите в комментариях – обсудим».