Найти тему
GoTalent

УПРАВЛЕНИЕ АУДИТОРИЕЙ. Универсальная компетенция

Оратор, глубоким приятным баритоном выразительно и четко вещал со сцены. Слушатели разбрелись по отдаленным уголкам зала. Их было меньше, чем мест в зале, поэтому риторические вопросы, обращавшиеся к аудитории, казалось, тонули в пустом помещении. Однако слушатели были, и многие заинтересованно внимали, но взаимодействия не получалось. Тут неожиданно распахнулись двери, и кучка подростков ворвалась в помещение и плюхнулась на задний ряд. И началось: шуршание пакетиков, смешки, топот, грохот - в общем шум и гам. А оратор продолжал вещать, никак не обращая внимания на нарушителей безмятежного спокойствия.
Мораль: «Блестящее исполнение и интересное содержание ещё не гарантирует успех выступления».

Другая ситуация.
Бизнес - тренер, вещала неприятным фальцетом. Вся аудитория была у неё, как на ладони. Один участник переключил своё внимание на смартфон.
- «А как же правило тренинга № 2, Дмитрий? Вы его уже забыли?» - сказала громко ведущая тренинга, вплотную подойдя к участнику. Участник поспешно спрятал телефон и испуганно посмотрел на тренера. Он собрал на себе осуждающие взгляды всех присутствующих. Возникла неловкая пауза.
- «Боюсь, с таким объемом оперативной памяти, Дмитрий, вам будет трудно и на тренинги, и в жизни. Повторите правило № 2, пожалуйста», - произнесла она.
- «Дааа… Не отвлекаться и не отвлекать других, быть внимательным», - тихо сказал, Дмитрий.
- «Смотрите, вы отвлеклись сами и всю группу тоже заставили вместо развития навыка повторить скучное правило № 2: не отвлекаться и не отвлекать других, быть внимательным! Я говорила про сюрпризы для участников. Как раз есть повод сказать об этом: за активное участие и помощь - подарки, а за нарушение правил - санкции. Дмитрий, прошу вас после тренинга задержаться и помочь мне с техникой», - сказала ведущая. Все молчали, сидели тихо, боясь нарушить правила.
Мораль: «Управление аудиторией без блестящего исполнения и интересного содержания тоже не гарантия успеха. Но, вот внимание, тишину, участие, когда это необходимо это обеспечивает».

🟠 Компетенция «Управление аудиторией» одна из составляющих ораторского мастерства, включает в себя:
• знания и умения по оценке и учету особенностей аудитории;
• технику понимания состояния аудитории (эмоциональное, усталость и др.) во время выступления;
• навыки по управлению вниманием слушателей;
• способность работать со сложными участниками и вопросами;
• умение создавать пространство выступления;
• личностно-психологические установки по отношению к управлению аудиторией;
• генезис и динамика развития навыков по управлению аудиторией.

🟠 Компетенция «Управление аудиторией» - включает управление вниманием, эмоциональностью, общим впечатлением аудитории с помощью различных техник и методов, гибкое их применение в зависимости от особенностей слушателей и специфики выступления.

Содержание компетенции «Управление аудиторией» включает большое количество поведенческих индикаторов, точно описывающих проявления умелого и неумелого использования техник и методов работы с аудиторией. Посредством проявления/не проявления определенного поведения легко оценивать степень развития компетенции, сильные стороны и зоны, над которыми стоит поработать.
Как бы ни интересна была речь, внимание со временем, притупляется, и человек перестает слушать. В зале начинается шум, движения, разговоры и пр. Поэтому выступающему необходимо знать приемы управления аудиторией и умело пользоваться ими в процессе речи.
Расскажем вам о нескольких приемах управления аудиторией. Эти приемы описаны теоретиками ораторского искусства, учеными-методистами, опытными практиками красноречия. Например, известный судебный деятель XIX в. П.С. Пороховщиков (П. Сергеич) в своей книге «Искусство речи на суде» такими приемами считает - прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом.
Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности.

Для того чтобы заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не обозначается. П. Сергеич об этом приёме пишет: «...Внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, — и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее».

❶ Вопросно-ответный ход.
К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относят вопросно-ответный ход. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

❷ Юмор.
Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры, анекдоты. Юмор является очень действенным средством разрядки, оживления внимания аудитории. Один из чеховских героев рассказа «Скучная история» вспоминает:
«Читаешь четверть, полчаса. Вдруг, замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один тянется за телефоном, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям. Это значит внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря. Я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать».

Чтобы достичь взаимопонимания со слушателями, в публичном выступлении используются также следующие приемы:

• Прием сопереживания (оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких- либо событий, переживает вместе с ними определенное душевное состояние).
• Апелляция к речи предыдущего оратора (выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитирует его, обыгрывает его слова и выражения).
• Прием соучастия (оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах).
• Апелляция к событиям (оратор обращается к известным или неизвестным событиям, имеющим определенную значимость для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы).
• Ссылка на авторитеты или известные источники (оратор, чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убедительной, приводит слова крупных ученых, видных государственных, политических и общественных деятелей, ссылается на известные научные труды, популярные газеты и журналы, мнения авторитетных деятелей литературы и искусства и др.).
• Апелляция к погодным условиям (оратор, говоря о каких-то событиях, ссылается на дождливый или солнечный день, ветреную или тихую погоду, усиливая эффект своей речи. К примеру, «даже природа радуется (скорбит) вместе с нами...»).
• Апелляция к интересам аудитории (оратор, рассматривая тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих знаний, навыков и умений).
• Апелляция к личности оратора (оратор при обсуждении каких-либо вопросов обращается к своему собственному опыту, приводит случаи из своей жизни, говорит о своем восприятии тех или иных событий).

Оживляют выступление и примеры из художественной литературы, пословицы и поговорки, крылатые слова и фразеологические выражения.
Можно, конечно, для удовольствия аудитории использовать и экстремальные методы привлечения внимания. Например, танцы, песни и фокусы.

Если вам интересно описание компетенции «Управление аудиторией» через поведенческие индикаторы - напишите нам

#управлениеаудиторией #универсальнаякомпетенция #оратор #тренинг #ораторскоеискусство