Ранее я уже рассказывал, что в «Государственном каталоге Музейного фонда РФ» содержатся сведения о значительном количестве хранящихся в российских музеях портретов, которые числятся изображениями «неизвестных военных». Там же, в Госкаталоге представлены и репродукции части таких портретов. Некоторые из персонажей легко узнаваемы, поскольку их изображения являются копиями широко известных полотен. Часто тот факт, что они продолжают числиться «неизвестными», объясняется бюрократической сложностью перерегистрации их официального наименования, что заставляет музейщиков оставить все, «как есть». Но попадаются и чуть более сложные случаи, в которых для установления личности изображенного нужно, скажем так, приложить некоторые усилия))
Среди прочих в Госкаталоге представлен и вот такой портрет неизвестного военного, хранящийся в Государственном Ростово-Ярославском архитектурно-художественном музее-заповеднике. Как видим, датируется он в общем XIX веком.
Давайте посмотрим, не получится ли у нас атрибутировать портрет, то есть установить личность изображенного, а также, возможно, уточнить датировку.
Рассмотрим портрет подробнее. Заранее извиняюсь за качество приводимой репродукции – несмотря на все мои старания скачать изображение в лучшем разрешении, мне это не удалось. То ли портрет изначально залит музейщиками в Госкаталог в крайне низком разрешении, то ли я что-то делаю не так.
Заметно, что портрет находится в достаточно плохом состоянии. От времени он потемнел, настолько, что неразличим даже цвет мундира изображенного. Но кое-что разглядеть можно. По облику портретируемого, покрою его мундира видно, что оба они (и портретируемый, и его одеяние) относятся к началу XIX в. У мундира персонажа красный воротник, на котором присутствует шитье, вроде бы, похожее на русское генеральское, но несколько более узкое, чем обычно. Впрочем, это можно списать на уровень мастерства художника. На плечах отсутствуют эполеты. Через правое плечо портретируемый носит орденскую ленту, помимо нее, у персонажа присутствуют два орденских знака на шее и две орденских звезды на левой стороне груди.
Вот эта-то орденская лента (вкупе с одной из орденских звезд) и является главным ключом к разгадке личности нашего «неизвестного военного». Лента принадлежит российскому ордену Св. Георгия. Такую ленту через правое плечо и одновременно заметную на портрете характерную четырехугольную звезду на груди носили награжденные 1-ой степенью этого ордена.
Между тем удостоенных этой высшей российской воинской награды за всю историю ее существования (нынешнюю историю возрожденного в РФ ордена Св. Георгия в расчет не берем, я не располагаю информацией, как там с этим обстоят дела) было крайне ограниченное количество. Проверяем хотя бы по Википедии перечень кавалеров 1-ой степени ордена Св. Георгия за первую половину XIX в. Википедия, безусловно, тот еще источник сведений, но в этом вопросе ей вполне можно доверять.
Все даты –по старому стилю:
· Русский генерал-фельдмаршал Михаил-Илларионович Голенищев-Кутузов, князь Смоленский - удостоен 1-ой степени ордена Св. Георгия 12 декабря 1812 г.;
· русский генерал от инфантерии граф Михаил Богданович Барклай-де-Толли – 19 августа 1813 г.;
· наследный принц Шведский Карл Юхан (Бернадот) – 30 августа 1813 г.;
· австрийский генерал-фельдмаршал Карл-Филипп князь Шварценберг – 8 октября 1813 г.;
· английский генерал-фельдмаршал (впрочем, имел аналогичное звание и в русской армии) герцог Веллингтон – 28 апреля 1814 г;
· русский генерал от кавалерии граф Леонтий Леонтьевич Беннигсен – 22 июня 1814 г;
· Луи-Антуан де Бурбон, герцог Ангулемский – 22 ноября 1823 г.;
· русский генерал от инфантерии граф Иван Федорович Паскевич-Эриванский – 27 июля 1829 г.;
· русский генерал от инфантерии граф Иван Иванович Дибич-Забалканский – 12 ноября 1829 г.;
· австрийский генерал-фельдмаршал ( имевший аналогичное звание и в русской армии)граф Йозеф Радецкий – 27 августа 1849 г.
Не буду приводить подробности – это потребовало бы очень много времени и места, но и по униформологическим и по физиономическим критериям всех перечисленных «кандидатов» можно исключить. Поэтому я просто позволю себе представить уважаемым читателям нашего героя – единственного, который по указанным критериям явно подходит в персонажи рассматриваемого портрета.
Итак – это прусский генерал-фельдмаршал Гебхард Леберехт фон Блюхер, князь Вальштадтский. Известный прусский полководец, активный участник войн с революционной, а затем наполеоновской Францией, командующий русско-прусской Силезской армией во время борьбы с Наполеоном в 1813-14 гг., один из двух (наряду с герцогом Веллингтоном) победителей при Ватерлоо в 1815 г. «Папаша Блюхер», «генерал Вперед (general Vorwärts)», пользовавшийся большой популярностью не только в прусской армии, но и среди солдат подчиненных ему в 1813-14 гг. русских частей.
Боюхер был удостоен ордена Св. Георгия 1-ой степени за «Битву народов» при Лейпциге 4-7 (16-19) октября 1813 г.
Под слоем потемневшего лака скрывается темно-синий прусский мундир. А один из висящих на шее знаков принадлежит, судя по всему, прусскому ордену Красного орла.
Прикладываю два известных портрета Блюхера, чтобы вы могли сравнить внешность персонажа на них и на портрете из Ростово-Ярославского музея.
Впрочем, у меня практически нет сомнений, изображенный на нашем портрете не может быть никем иным. Возможная разница во внешности может объясняться тем фактом, что оба только что приведенных портрета выполнены известными мастерами, в то время как наш "изначальный" портрет принадлежит кисти художника явно более низкого уровня.
Соответственно, уточняется и датировка портрета. Поскольку изображенный на нем орден Св. Георгия 1-ой степени Блюхер получил в октябре 1813 г., портрет (по крайней мере, его оригинал, ведь находящееся в Ростово-Ярославском музее полотно может быть и копией) был написан не ранее этого времени.
Каким образом портрет Блюхера попал в Ярославль, у меня, конечно, нет никаких предположений)
Подчеркну в очередной раз, как я это всегда делаю – приведенная атрибуция проведена любителем, который может и ошибаться. Если в комментарии придет специалист и сможет уточнить или даже опровергнуть мои построения – буду только рад.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.