На биржах представлено множество акций совершенно разных компаний. Сервис сравнения компаний позволит проводить анализ и отбирать наиболее интересные акции, подходящие конкретному уровню риска и инвестиционным целям.
Зачем нужно сравнивать компании
Капитализация, известность и даже высокая прибыль компании сами по себе не являются залогом роста котировок компании.
Цены бумаг меняются непредсказуемо, основываясь на ожидания инвесторов. Но, в долгосрочной перспективе, достигают значений, которые можно вычислить заранее. Именно это утверждение является основой фундаментального анализа, целью которого выступает определение стоимости компании на основании анализа финансовых отчетностей.
Иногда расчеты выявляют диспропорции в соотношении курса акций и финансовых показателях конкурентов. Тогда говорят, что акции этой компании недооценены по отношению к рынку. Найти такую компанию — удача для инвестора. Акции такого эмитента имеют большую вероятность вырасти в цене по сравнению с его конкурентами, а значит перед нами хорошая инвестиционная идея.
Кроме того, найдя недооцененную компанию необходимо каждый квартал, по мере публикаций отчетностей, пересматривать, является ли компания все еще недооцененной, или она уже оценена справедливо и от нее стоит избавиться.
Показатели для расчета коэффициентов можно найти в отчетности, которую публикуют эмитенты по итогам каждого квартала и года. Впрочем, копаться в отчетах сегодня необязательно: по большинству торгуемых компаний можно найти уже готовые мультипликаторы.
Для сравнения компаний нужно всегда помнить два правила:
- Сравниваются компании одного сектора – так как у каждого сектора есть свои особенности, ограничения и возможности.
- Сравнивать компании, действующие в одной стране. Конъюнктура рынка и законодательство являются уникальным факторами для каждой страны.
Главная цель сравнения компаний: выявить самый перспективный бизнес и найти недооценённую рынком ценную бумагу.
Описание разделов и показателей, используемых для сравнения
Сравнение компаний в сервисе FINDALE происходит наиболее полным образом. Чтобы достичь такого результата, выделены 4 важных блока для сравнения:
- Цена
- Мультипликаторы
- Показатели операционной эффективности
- Долг
Рассмотрим каждый блок в отдельности
Цена
Здесь отражены 4 показателя: текущая цена берется с биржи и периодически обновляется; целевая цена является консенсус-прогнозом аналитиков; потенциальный апсайд – возможность роста акции до достижения целевой цены; капитализация – рыночная стоимость компании.
Мультипликаторы
В целях сравнения компаний используются самые удобные и понятные мультипликаторы.
Мультипликатор — это коэффициент (соотношение) финансовых показателей компании и (или) ее стоимости (капитализации). Мультипликаторы позволяют сравнивать инвестиционную привлекательность различных по размеру, но схожих по деятельности компаний.
P/S = Капитализация / Выручка
Отношение рыночной цены компании к выручке. P/S во многом похож на P/E, только вместо прибыли в знаменателе используется выручка.
P/E = Капитализация / Чистая прибыль
Самый популярный коэффициент. Он сравнивает стоимость компании с главным итогом деятельности — прибылью. В классическом варианте для сравнения берутся капитализация за последний завершенный торговый день и чистая прибыль из последней годовой отчетности.
EV / EBITDA
Является более точным вариантом мультипликатора P/E. Считается как отношение стоимости компании к доналоговой прибыли. С помощью этого показателя сопоставляют компании, которые работают в разных системах учета и налогообложения.
P/OCF = Капитализация / Операционный денежный поток
Соотношение капитализации и операционного денежного потока. Коэффициент использует операционный денежный поток (OCF): сумму фактических денежных средств, полученных бизнесом компании. Мультипликатор интересен за счет того, что денежными потоками достаточно сложно манипулировать.
P/BV = Капитализация / Собственный капитал
Мультипликатор соотносит рыночную стоимость компании с размером собственного капитала, зафиксированного в последней финансовой отчетности. P/BV показывает, сколько стоит на рынке один рубль акционерной стоимости компании. Предполагается, что чем меньше P/BV, тем больший потенциал роста имеют акции.
Показатели операционной эффективности
В данном разделе используются более базовые параметры: выручка компании, чистая прибыль, EBITDA и показатели рентабельности. Сравниваются не абсолютные значения, а темпы роста показателей для более объектного определения целевой цены.
Именно сравнение по темпам роста операционных показателей позволяет выявить наиболее эффективные и перспективные компании!
При этом, перспективные компании это не всегда недооцененные компании. Это могут быть дорогие по мультипликаторам компании, но показывающие сильный рост операционных показателей. И такие компании продолжают стремительно расти в капитализации.
Выручка — это сумма денежных средств, которые компания получает от реализации своих товаров и услуг за определенный срок.
Чистая прибыль представляет собой комплексный показатель, включающий все виды полученных фирмой доходов с учетом произведенных расходов.
Рентабельность по чистой прибыли – это показатель чистого прибыли (убытка) организации на рубль выручки.
EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) — это прибыль компании до вычета процентов, налогов, износа и амортизации.
Рентабельность по EBITDA – относительная величина, который показывает процент от выручки, сохраняемый компанией до уплаты налогов, процентов по кредитам и амортизации.
Мультипликатор ROE — это доходность акционерного капитала в процентах годовых, то есть рентабельность. По нему можно судить об эффективности компании.
Мультипликатор ROA – показывает эффективность использования активов компанией. Другими словами, ROA показывает сколько чистой прибыли приносит компания за счёт собственных активов.
Долг
В данном разделе сравнивается темп прироста размера долга у компании, а также анализируются долговые мультипликаторы.
Долг / EBITDA — коэффициент, используемый в финансовом анализе для определения уровня долговой нагрузки компании. Показатель представляет собой отношение совокупного долга и прибыли до уплаты процентов по кредитам, налога на прибыль, учета износа и начисленной амортизации (EBITDA).
D/E = Долг/Собственный капитал
Мультипликатор представляет собой соотношение заемного и собственного капитала (чистых активов) компании. Характеризует финансовую устойчивость и независимость компании.
Примеры использования функционала “Сравнение” в сервисе FINDALE
Пример 1. FAANG
Анализируя пятерку FAANG (акции мировых технологических лидеров), самой дорогой компанией по P/S выступает Apple. Самый дешевый: Amazone (по состоянию на МАРТ 2022)
Пример 2. Полупроводники
В данном примере мы видим компании, производящие полупроводники и чипы. Мы видим, что компании достаточно привлекательны, прогнозные апсайды более чем 20%. Кроме того, можно выбрать, какая компания подходит именно для ваших целей. Наиболее привлекательными выглядят NVIDIA Corp и ее более дешевый коллега по цеху Advanced Micro Devices Inc. (по состоянию на МАРТ 2022)
Оставайтесь с нами, подписывайтесь на наши социальные сети, и используйте самые полезные сервисы на сайте и в мобильных приложениях!