Найти тему
Нескучные финансы

Как посчитать себестоимость на производстве. Пошаговая инструкция

Оглавление

Себестоимость  на производстве считают, чтобы понимать, во сколько компании обходится выпуск продукции, какую цену ставить, какую скидку можно давать и что там с рентабельностью. Для этого не нужны синусы, тангенсы и число Пи, но нужны две себестоимости: сокращенная и полная. В статье показываем, как считать обе на примере производства сбитней, кулебяк и караваев.

Итак, представим, что мы решили заняться импортозамещением и открыть завод по производству сбитня в стеклянных бутылках. Рецепт взяли у деда, теперь нужно посчитать себестоимость, чтобы понять, почем продавать и сколько можно заработать.

Шаг 1. Посчитать сокращенную себестоимость

Для начала посчитаем сокращенную себестоимость — это стоимость материалов, сырья и сдельной работы. Ее еще называют цеховой, маржинальной или производственной.

Сокращенную себестоимость считают по технологическим картам — в них прописаны нормы расходов на единицу продукции. В случае со сбитнем считать нужно стоимость ингредиентов, тары и работы сбитеньлье — короче, всего, что входит в состав продукта.

А расчет в рублях будет выглядеть так:

-2

Сюда можно включить и другие расходы, если мы точно знаем, сколько их приходится на один сбитень.

-3

Тут правило такое: всё, что можно точно отнести на единицу продукции — это переменные затраты и основа для расчета сокращенной себестоимости.

Сокращенную себестоимость посчитали — производство одной бутылки сбитня обойдется нам в 190 рублей. Теперь мы знаем, что не можем поставить цену для соотечественников ниже 190 рублей.

Но если мы наобум начнем продавать сбитень по 191 рублю, бизнеса у нас не получится: просто не хватит денег на остальные расходы, например, аренду цеха, зарплату финдиректора и рекламу на телеканале «Спас». Поэтому нужно посчитать еще и полную себестоимость.

Шаг 2. Посчитать полную себестоимость

Чтобы понять, какая цена сбитня позволит нашей компании покрывать расходы не только на ингредиенты и бутылки, нужно посчитать полную себестоимость.

Полная себестоимость — это сокращенная + сумма постоянных расходов, поделенная на количество продукции. То есть берем все-все наши расходы, например, на аренду цеха, работу дизайнеров, маркетологов, технологов, бухгалтера, рекламу, и делим на количество бутылок со сбитнем.

Запомнить легко: делим улетающие деньги (расходы) на бутылки (количество продукции)
Запомнить легко: делим улетающие деньги (расходы) на бутылки (количество продукции)

Допустим, мы посчитали, что на всё про всё помимо ингредиентов у нас будет уходить 2 млн рублей без НДС (расходы для расчета себестоимости всегда берут без НДС). А выпускать будем 10 000 бутылок со сбитнем, тогда расчет полной себестоимости будет таким:

2 000 000 / 10 000 = 200 ₽ — постоянных расходов приходится на бутылку сбитня;

200 + 190 ₽ = 390 ₽ — полная себестоимость бутылки сбитня. Это сокращенная себестоимость + постоянные расходы на бутылку.

Расчет полной себестоимости помогает определить, за сколько продавать товар и понять, какую скидку может дать компания.

Определить цену. 390 рублей — это та цена за бутылку сбитня, которая позволит нам покрывать все расходы компании. А всё, что сверху 390 рублей, будет прибылью.

-5

Допустим, мы решаем поставить цену для покупателя в 500 рублей. Это позволит нам получать 1,1 млн рублей прибыли с 10 000 бутылок.

-6

Рассчитать скидку. Теперь мы можем посчитать еще одну вещь — скидку. Какую скидку сможем давать и как это повлияет на прибыль. К примеру, планируем провести акцию со скидкой в 50% и продать на 5000 больше бутылок, тогда цифры изменятся так:

1) Изменится полная себестоимость. Постоянные расходы будем делить не на 10 000 бутылок, а на 15 000 бутылок. Тогда полная себестоимость одной бутылки не 390 ₽, а 323 рубля.

2) Со скидкой в 50% цифры будут такими:

-7

Упс, попали в убыток! Значит, такую скидку мы себе позволить не можем.

Попробуем поставить -10%:

-8

Другое дело! Прибыль выросла, но сможем ли мы продать 15 000 бутылок сбитня по 450 рублей — большой вопрос.

Подробнее о том, как скидки влияют на прибыль, мы рассказывали в статье «Как правильно давать скидки, чтобы не раздарить всю прибыль».

Пока расчет полной себестоимости выглядит просто: взять все улетающие деньги и поделить на бутылки. Сложности начинаются, если мы выпускаем не один вид продукции — сбитень, а несколько, например: сбитень в бутылках, замороженные кулебяки и свадебные караваи. Об этом в следующем шаге.

Шаг 3. Распределить постоянные расходы по товарам

С полной себестоимостью все считается просто, если товар один. Но если мы производим не только сбитень, но еще кулебяки и караваи, то задача усложняется: распределить постоянные расходы простым делением на количество товаров уже не получится.

-9

Если мы всем заводом производим 10 000 бутылок сбитня, расходы можно просто поделить. А вот если вы выпускаем 10 000 бутылок сбитня, 3000 кулебяк и 5 свадебных караваев, делить нужно по-сложному — через пропорцию. Потому что товары разные и для их производства требуется разное количество ресурсов.

С несколькими товарами алгоритм такой.

1. Посчитать для каждого сокращенную себестоимость. Тут без сложностей — считаем как в первом шаге для сбитня.

2.  Посчитать все-все расходы без НДС: на обслуживание производства, реализацию продукции, управление компанией. Сюда входят общепроизводственные, административные и косвенные расходы.

Эти расходы считают с помощью ОПиУ — отчета о прибылях и убытках. Без него рассчитать полную себестоимость не получится.

3. Распределить постоянные расходы по товарам, но не простым делением, а пропорционально. Здесь компании нужно выработать правило и решить, как именно она будет считать:

  • пропорционально трудозатратам;
  • машиновремени;
  • выручке;
  • расходам на сырье и материалы;
  • сдельной зарплате.

Каждая компания сама решает, каким правилом пользоваться, но для производства больше подходит деление пропорционально трудозатратам. Сейчас объясним на наших кулебаках.

Сначала нам нужно определить трудоемкость — сколько минут или часов уходит на производство одного сбитня, кулебяки и каравая.

-10

Затем рассчитать коэффициент производительности. Для этого нужно принять трудоемкость одного из изделий за единицу. К примеру, примем за единицу 30 минут. Тогда коэффициент будет рассчитываться так:

-11

Теперь нужно взять все постоянные расходы за какой-нибудь период, например за день, и поделить на сумму коэффициентов за этот же период, в нашем случае — на 16.  Например, если расходов на 3200 рублей, распределение будет таким:

3200₽ / 16 = 200 ₽ — постоянные расходы на коэффициент (1)

Затем — распределить. Если на 1 коэффициент приходится 200 рублей, то на 2 коэффициента — 200 * 2, на 3 — 200 * 3 и так далее.

-12

3. Прибавить к постоянным расходам сокращенную себестоимость:

-13

Теперь мы знаем, во сколько нам обходится каждое изделие, и можем: рассчитывать оптовую и розничную цены; просчитывать скидки; считать рентабельность товаров и определять, какой объем производства позволит покрыть постоянные расходы.

Шаг 4. Регулярно проверять, совпадает ли реальность с расчетами

Допустим, всё посчитали — это будет нашей плановой себестоимостью. Тем, сколько мы планируем потратить на производство сбитней, кулебяк и караваев.

Но реальность — коварная вещь и не всегда совпадает с расчетами, поэтому важно следить за фактической себестоимостью — а сколько в реальности ушло на производство того, сего и пятого?

Вот это сравнение расчетов и реальности называется план-фактным анализом: смотрим, сколько планировали потратить и сколько потратили в реальности. И если есть отклонения, разбираемся в причинах.

Планировали потратить 390 ₽ на сбитень, а вышло 400 ₽ — это отклонение. Отклонения чаще всего случаются по трем причинам:

Производство отступает от технологии. Например, на производстве кулебяк кладут больше курицы, чем нужно по рецепту. И в итоге уходит не 10 кг куриного филе, как планировали, а 15. Так фактическая себестоимость превышает плановую.

Отклонение может быть как в большую, так и меньшую стоимость. Например, сбитеньлье знает, что есть нормы и их нужно соблюдать, но не может взвешивать каждый грамм. И поэтому, чтобы не потратить лишнего, он везде по чуть-чуть не докладывает, — это плохая экономия. Она приводит к снижению качества, а в дальнейшем — к потере репутации.

Появляются незапланированные расходы. К примеру, производство запланировало полную плановую себестоимость: учло все расходы и распределило их на каждую единицу продукции. А потом неожиданно сломалась печь для кулебяк. Этого никто не планировал, но на ремонт пришлось потратить 120 000 рублей. И эти 120 000 рублей повлияли на фактическую себестоимость — она получилась выше плановой.

Поставщики изменили цены. Если поставщик поднял цены, то фактическая себестоимость получится выше плановой. А если наоборот, удалось выбить скидку или найти поставщика с более низкими ценами, то факт будет меньше плана.

Коротко: как считать себестоимость на производстве

Шаг 1. Посчитать сокращенную себестоимость — расходы на материалы и сдельную оплату труда на единицу продукции. Считают по технологическим картам.

Шаг 2. Если товар один, поделить все постоянные расходы на количество продукции. К этой цифре прибавить сокращенную себестоимость, и получится полная. Постоянные расходы берут из ОПиУ без НДС.

Шаг 3. Если товаров несколько, распределить постоянные расходы пропорционально чему-нибудь, например, трудоемкости, выручке, машинному времени.

Шаг 4. Регулярно проверять, совпадает ли расчетная себестоимость с реальной. Находить причины расхождений и устранять их.

Мы поможем с расчетом себестоимости

Финдиректора «Нескучных» помогут настроить учет так, чтобы с расчетом себестоимости не было проблем: разберутся с технологическими картами, переменными и постоянными расходами, проведут план-фактный анализ и найдут отклонения. Всё это поможет точнее понимать, во сколько обходится производство и продажа товаров и рассчитывать цены.

Наши финдиры проделывали такое не раз, вот лишь некоторые примеры:

Наши финдиры работают с бизнесом из разных сфер: от производственных компаний до веб-студий. Везде наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличить прибыль и избавиться от кассовых разрывов.

Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это онлайн-экскурсия.

-14