Итак, Имеретинская набережная. и в целом Черноморское побережье Кавказа и полуострова Крым скова проходит суровое испытание штормами. Можно утверждать, что испытание само побережье-то выдержало (оно как было, так и на месте, правда, в немного потрепанном виде), а вот вся морская берегозащита - нет!
Жесткие шторма, прошедшие в конце ноября текущего года показали в очередной раз. что море шутить не любит, не любит когда недооценивают и его мощь, его разрушительную силу, и не прощает ошибок.
Чьи ошибки не прощает море? Прежде всего ошибки легкомысленных чиновников, не знающих о море ничего, кроме того, что в нем можно купаться, загорать, что недвижимость в цене возрастает по мере приближения к береговой линии. Соответственно, возрастает и стоимость услуг, размещения, самой прибрежной территории. А раз это ценится дорого, то, даже если нельзя по закону строить здания и сооружения где-то, но очень хочется (потому что выгодно), то в принципе при соблюдении каких-то придуманных условий, позволяющих запреты законов обходить, эти чиновники позволяют размещать здания и сооружение где попало и как попало. При этом не учитываются ни береговые процессы, ни опасные геологические условия. ни прошлый негативный опыт.
Далее - ошибки проектирования. Это сплошь и рядом. Начиная с самостроя "гидротехнических" сооружений из подручных средств. заканчивая неучет эвстатического подъема уровня мирового океана. Уже пора это учитывать, потому что потом будет поздно. Морские ГТС проектируются с перспективой их эксплуатации в течение 50 - 100 лет. Известно, что уровень мирового океана к 22 веку поднимется до 1 метра по некоторым прогнозам. Даже если на 40 см проектируемые сегодня ГТС уже не смогут выдерживать будущие штормовые волны и поэтому обречены на быстрое разрушение, так и не прослужив нормативный срок эксплуатации.
Ошибки проектирования морской берегозащиты могут проявляться не сразу, а со временем. Даже ошибками их можно называть с некоторой натяжкой. Скорее это сказываются недостатки норм проектирования, недоучтённость научных исследований, какие-то труднопрогозируемые природные факторы. Такие как, например, глубоководные прибрежные каньоны в Имеретинской бухте.
Наконец, ошибки реализации проектов. Ошибки, допущенные при строительстве морских ГТС. Это также часто встречающийся фактор, негативно сказывающийся на надежности данных сооружений. В чем могут заключаться ошибки строительства? В нарушении последовательности строительства и выполнения технологических операций при возведении сооружений, замена заложенных в проекте материалов на материалы с иными характеристиками, ухудшающими качество сооружения, применение материалов и конструкций качества.