Начало Великой Отечественной войны… Многие предприятия начали эвакуироваться на восток. Подальше от фронта. Людиновский локомобильный завод из Калужской области был переброшен
в Сызрань — всего за сорок пять дней. Оборудование разгружалось под открытым небом, без разгрузочных платформ и кранов — вручную.
Почти сразу закладывались фундаменты, запускались станки, налаживалось производство. Спустя всего четыре месяца после эвакуации на фронт отправилась первая продукция завода —
35 000 артиллерийских мин различного калибра.
Сроки возведения завода на новом месте были жесткие, для мирного времени — невероятные. Часть цехов требовалось сдать к 15 ноября
1941 года, часть — к июню 1942-го. На зиму пришелся монтаж гидравлического пресса усилием 700 тонн. Регламент отводил на это два года — справились за шесть с половиной месяцев. Катастрофически не хватало рабочих рук, к станкам становились старики, женщины и дети 12–14 лет. Жизнь держалась коллективным трудом и общей целью. План по товарному выпуску продукции на 1942 год был выполнен досрочно —
к 30 ноября. В том же 1942 году, хотя и с недоделками, без отопления, начали работать уже шесть цехов.
В конце 1942 года заводу вручено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.
В середине декабря 1944 года заводу следовало организовать серийный выпуск локомобилей для районов, освобождённых от фашистских оккупантов. Сызранский завод к концу четвертой пятилетки должен был обеспечить выпуск 2 000 локомобилей в год.
С задачей сызранцы справились, а потом вместе со всей страной радовались освобождению Смоленска и Минска, взятию Кёнигсберга и Берлина. Ведь в этих победах была и их заслуга.
В июле 1945 года завод награжден орденом Трудового Красного Знамени
После военного лихолетья в стране наступает эпоха «Великих строек коммунизма». Заводчане принимают в этом самое активное участие —
из Сызрани во все концы Советского Союза шли составы с локомобилями, аппаратурой для нефтехимии и металлургии. А в пятидесятых годах при массовом строительстве гидростанций сызранцам доверили новую, очень сложную задачу — обеспечить строящиеся ГЭС страны гидротурбинами.
В 1951 году предприятие стало называться Сызранским гидротурбинным заводом
За восемь лет завод изготовил 36 турбин — для Камской, Кайрак-Кумской, Варваринской и других ГЭС. Умение заводчан быстро осваивать новую продукцию высоко оценили в Министерстве тяжелого машиностроения. Перед сызранцами ставились все новые задачи: наладить выпуск шаровых мельниц, ленточных конвейеров, дробилок. Так оформился широкий профиль завода — выпуск крупного сложного оборудования для самых разных отраслей промышленности.
В 1957 году предприятие переименовано в Сызранский завод тяжелого машиностроения
Между тем мысль советских ученых устремляется в космос. И вместе
со страной «ТЯЖМАШ» воплощает в жизнь главную мечту
человечества — покорение звездного пространства. В 58-м году издается приказ о создании на заводе спецпроизводства. Образовалось новое конструкторское бюро, а для изготовления, сборки и испытаний создан закрытый участок. Там изготавливали трехъярусные кабины обслуживания для ракет Р-7.
В 1967 году в производство было внедрено 476 рацпредложений.
Семидесятые годы прошлого века — время больших строек в нашей стране. К концу десятилетия Советский Союз занимал первое место
в Европе по объему промышленного производства. И в этой статистике есть доля сызранских машиностроителей. Завод поставлял оборудование энергетикам, металлургам, золотодобытчикам. Многим изделиям была присвоена высшая категория качества. Особой страницей в истории завода стало участие в создании крупнейшего в мире радиотелескопа РАТАН-600. Предприятие было основным поставщиком механического оборудования для отражателя.
В июле 1976 года предприятие получило новое название — Сызранский турбостроительный завод
Восьмидесятые. Все чаще упоминается «мирный атом». По всей стране строятся атомные электростанции. Для изготовления оборудования выбирают лучших. Производство гидроамортизаторов — призванных свести к минимуму риски при землетрясениях и других стихийных бедствиях — доверили нашему коллективу. С тех пор производство гидроцилиндров и других изделий для АЭС не останавливается ни на один день. А еще восьмидесятые для завода — это поистине космических масштабов проект «Энергия-Буран». Успешный старт первого российского космического корабля многоразового использования подтвердил статус предприятия как надежного исполнителя
в космической отрасли.
Для комплекса «Энергия-Буран» завод изготовил около 70 наименований различного оборудования, включая металлоконструкции пускового стола, а также уникальную технологическую оснастку — изготовителя ракеты «Энергия».
Коллапс — так можно кратко описать состояние экономики нашей страны в начале 1990-х годов. Сызранский завод к этому моменту подошел
в неплохой форме. Но наступившее время «дикого» рынка стало для него тяжелым испытанием. Одна из попыток выстоять в непростое время — производство товаров народного потребления. Машиностроители изготавливали отопительные котлы, спортивные снаряды, бытовые приборы. Важными и своевременными стали заказы на тоннелепроходческие комплексы для московских строителей, телерадиобашни, мостовые краны для различных объектов.
В 1990 году предприятие получает прежнее имя — Сызранский завод тяжелого машиностроения, а в 1993-м преобразовывается в акционерное общество «ТЯЖМАШ».
Переломить ситуацию в лучшую сторону удалось благодаря абсолютно новой стратегии сильной команды управленцев, вставших у руля промышленного гиганта. Завод сумел выйти на новый виток своего развития. Об этом красноречиво свидетельствуют и рост объема товарного выпуска продукции, и расширяющаяся география поставок. Сегодня продукция компании экспортируется в более чем 40 стран мира. Высокие современные технологии, слаженная команда высококвалифицированных специалистов, творческий поиск лучших решений — гарантия безупречного качества продукции, оптимальных сроков поставки, высокого уровня сервиса и технической поддержки.
За восемьдесят лет предприятие превратилось в один из мировых лидеров машиностроения, отвечающего всем запросам рынка.