Найти тему
AO "ТЯЖМАШ"

История нашего времени

Общий вид завода (1943 г.)
Общий вид завода (1943 г.)

Начало Великой Отечественной войны… Многие предприятия начали эвакуироваться на восток. Подальше от фронта. Людиновский локомобильный завод из Калужской области был переброшен
в Сызрань — всего за сорок пять дней. Оборудование разгружалось под открытым небом, без разгрузочных платформ и кранов — вручную.
Почти сразу закладывались фундаменты, запускались станки, налаживалось производство. Спустя всего четыре месяца после эвакуации на фронт отправилась первая продукция завода —
35 000 артиллерийских мин различного калибра.

-2

Сроки возведения завода на новом месте были жесткие, для мирного времени — невероятные. Часть цехов требовалось сдать к 15 ноября
1941 года, часть — к июню 1942-го. На зиму пришелся монтаж гидравлического пресса усилием 700 тонн. Регламент отводил на это два года — справились за шесть с половиной месяцев. Катастрофически не хватало рабочих рук, к станкам становились старики, женщины и дети 12–14 лет. Жизнь держалась коллективным трудом и общей целью. План по товарному выпуску продукции на 1942 год был выполнен досрочно —
к 30 ноября. В том же 1942 году, хотя и с недоделками, без отопления, начали работать уже шесть цехов.

 Заводской цех (1946 г.)
Заводской цех (1946 г.)

В конце 1942 года заводу вручено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.

В середине декабря 1944 года заводу следовало организовать серийный выпуск локомобилей для районов, освобождённых от фашистских оккупантов. Сызранский завод к концу четвертой пятилетки должен был обеспечить выпуск 2 000 локомобилей в год.

Локомобиль - первая мирная продукция завода
Локомобиль - первая мирная продукция завода

С задачей сызранцы справились, а потом вместе со всей страной радовались освобождению Смоленска и Минска, взятию Кёнигсберга и Берлина. Ведь в этих победах была и их заслуга.

В июле 1945 года завод награжден орденом Трудового Красного Знамени

-5

После военного лихолетья в стране наступает эпоха «Великих строек коммунизма». Заводчане принимают в этом самое активное участие —
из Сызрани во все концы Советского Союза шли составы с локомобилями, аппаратурой для нефтехимии и металлургии. А в пятидесятых годах при массовом строительстве гидростанций сызранцам доверили новую, очень сложную задачу — обеспечить строящиеся ГЭС страны гидротурбинами.

Рабочее колесо гидротурбины 50-е годы
Рабочее колесо гидротурбины 50-е годы

В 1951 году предприятие стало называться Сызранским гидротурбинным заводом

За восемь лет завод изготовил 36 турбин — для Камской, Кайрак-Кумской, Варваринской и других ГЭС. Умение заводчан быстро осваивать новую продукцию высоко оценили в Министерстве тяжелого машиностроения. Перед сызранцами ставились все новые задачи: наладить выпуск шаровых мельниц, ленточных конвейеров, дробилок. Так оформился широкий профиль завода — выпуск крупного сложного оборудования для самых разных отраслей промышленности.

В 1957 году предприятие переименовано в Сызранский завод тяжелого машиностроения

Мельница с фрикционным приводом (1960 г.)
Мельница с фрикционным приводом (1960 г.)

Между тем мысль советских ученых устремляется в космос. И вместе
со страной «ТЯЖМАШ» воплощает в жизнь главную мечту
человечества — покорение звездного пространства. В 58-м году издается приказ о создании на заводе спецпроизводства. Образовалось новое конструкторское бюро, а для изготовления, сборки и испытаний создан закрытый участок. Там изготавливали трехъярусные кабины обслуживания для ракет Р-7.

В 1967 году в производство было внедрено 476 рацпредложений.

Семидесятые годы прошлого века — время больших строек в нашей стране. К концу десятилетия Советский Союз занимал первое место
в Европе по объему промышленного производства. И в этой статистике есть доля сызранских машиностроителей. Завод поставлял оборудование энергетикам, металлургам, золотодобытчикам. Многим изделиям была присвоена высшая категория качества. Особой страницей в истории завода стало участие в создании крупнейшего в мире радиотелескопа РАТАН-600. Предприятие было основным поставщиком механического оборудования для отражателя.

Облучатель для проекта РАТАН-600
Облучатель для проекта РАТАН-600

В июле 1976 года предприятие получило новое название — Сызранский турбостроительный завод

Восьмидесятые. Все чаще упоминается «мирный атом». По всей стране строятся атомные электростанции. Для изготовления оборудования выбирают лучших. Производство гидроамортизаторов — призванных свести к минимуму риски при землетрясениях и других стихийных бедствиях — доверили нашему коллективу. С тех пор производство гидроцилиндров и других изделий для АЭС не останавливается ни на один день. А еще восьмидесятые для завода — это поистине космических масштабов проект «Энергия-Буран». Успешный старт первого российского космического корабля многоразового использования подтвердил статус предприятия как надежного исполнителя
в космической отрасли.

Для комплекса «Энергия-Буран» завод изготовил около 70 наименований различного оборудования, включая металлоконструкции пускового стола, а также уникальную технологическую оснастку — изготовителя ракеты «Энергия».

-9

Коллапс — так можно кратко описать состояние экономики нашей страны в начале 1990-х годов. Сызранский завод к этому моменту подошел
в неплохой форме. Но наступившее время «дикого» рынка стало для него тяжелым испытанием. Одна из попыток выстоять в непростое время — производство товаров народного потребления. Машиностроители изготавливали отопительные котлы, спортивные снаряды, бытовые приборы. Важными и своевременными стали заказы на тоннелепроходческие комплексы для московских строителей, телерадиобашни, мостовые краны для различных объектов.

Землепроходческий щит
Землепроходческий щит

В 1990 году предприятие получает прежнее имя — Сызранский завод тяжелого машиностроения, а в 1993-м преобразовывается в акционерное общество «ТЯЖМАШ».

Переломить ситуацию в лучшую сторону удалось благодаря абсолютно новой стратегии сильной команды управленцев, вставших у руля промышленного гиганта. Завод сумел выйти на новый виток своего развития. Об этом красноречиво свидетельствуют и рост объема товарного выпуска продукции, и расширяющаяся география поставок. Сегодня продукция компании экспортируется в более чем 40 стран мира. Высокие современные технологии, слаженная команда высококвалифицированных специалистов, творческий поиск лучших решений — гарантия безупречного качества продукции, оптимальных сроков поставки, высокого уровня сервиса и технической поддержки.
За восемьдесят лет предприятие превратилось в один из мировых лидеров машиностроения, отвечающего всем запросам рынка.