Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Зачем на крышах моторных вагонов электричек ставят деревянные "скамейки"

Наверняка немногие из вас знают, что на крышах моторных вагонов электричек есть специальные деревянные настилы, похожие на лавочки или скамейки. Чтобы их увидеть, нужно воспользоваться переходом, и сверху их можно разглядеть. И у тех, кто их замечал, частенько возникают вопросы: зачем они вообще там нужны? Неужели на этих лавочках сидят специальным образом обученные бабушки, которые поправляют пантограф, если вдруг будет плохой контакт?

Как можно видеть, это не просто настилы из деревянных досок. Доски смонтированы так, чтобы между ними и крышей вагона было значительное расстояние. И именно из-за этого зазора складывается впечатление, что это скамеечки, на которых можно сидеть.

Однако это вовсе не скамейки, и сидеть на них нельзя. А нужны они для того, чтобы специалисты сервисной службы, которые обслуживают всё это надвагонное электрооборудование, могли безопасно ходить по крыше моторного вагона рядом с поднятым токоприёмником (пантографом).

Напряжение, на которое рассчитаны электрички, постоянное, и оно составляет 3000 вольт. Это значит, что это напряжение возникает между пантографом и крышей вагона. И чтобы изолировать наилучшим образом себя от этого напряжения, ремонтнику нужно изолировать себя от крыши вагона. Для этого и нужны эти высоко поднятые настилы.

-2

Собственно, эти электроизоляционные деревянные настилы и являются причиной того, что некоторые незаконопослушные граждане, которые в народе именуются зацеперами, лезут на крыши электричек. Они уверены в своей неуязвимости как раз из-за этих "скамеечек".

На фото можно видеть, как делать ни в ком случае нельзя. Зацепер держится руками за пантограф, но под напряжение он не попадает как раз потому, что у него под ногами не только подошва кроссовок, но и деревянный настил. И поэтому ток через него не идёт.
Все эти игры с опасным напряжением на большой скорости до поры, до времени. Потому что, оступись он, или сделай что-то не так, и последствия будут печальными.
-3

На немоторых вагонах, где нет пантографа и прочего надвагонного электрооборудования, таких настилов нет.

И отсюда возникает вопрос: а как же дождь? Ведь если дерево намокает, то изолятор из него такой себе.

Так вот, что касается дождливой погоды и мокрой древесины настила, то при таких условиях никто из ремонтной бригады на крышу с поднятым пантографом не полезет. Ведь пантограф можно опустить.

-4

Но от всего этого вопросов меньше не становится. Так например непонятно, почему когда я смотрю на крышу обычного пассажирского электровоза, то не вижу там никаких "скамеечек"?

Это связано с тем, что электровозы работают на напряжении 25 тыс. вольт. И это достаточно высокое напряжение по сравнению с тремя тысячами. И поэтому ни один деревянный настил просто не спасёт. Более того, нельзя не только приближаться к поднятому пантографу электровоза, а даже на его крышу нельзя залезать из-за того, что сам контактный провод становится опасно близко.

-5

Иными словами, то что было безопасно ещё при постоянном напряжении в 3 киловольта, становится категорически недопустимым при переменном напряжении в 25 киловольт. И именно поэтому на крышах электровозов нет этих деревянных дорожек.