Вы же, наверное, помните, мои читатели, что в самом начале романа «Преступление и наказание» старуха-процентщица обдирает студента Раскольникова на процентах?! И в результате Раскольников мало того, что не получает «рубля четыре», на которые он рассчитывал, так еще и вместо полутора рублей, в которые оказались оценены его часы, на руки получает всего 1 рубль 15 копеек. Почему так получилось и почему старуха-процентщица была в своем праве?
Если вы помните, то Алёна Ивановна оценила проценты «по гривне с рубля» и взяла их за месяц вперед. В итоге она взяла с Раскольникова 20 копеек за вещь, которая уже была в закладе, чтобы ее не продавать и 15 копеек за новый кредит, выданный под залог часов.
Раскольников очень возмущался, что процент такой большой. Но на самом деле возмущаться можно было сколько угодно, но сделать с этим было ничего нельзя - процентщица имела право так поступить.
Дело в том, что действие «Преступления и наказания» происходит в «наши дни». А так как Достоевский начал писать его в 1865 году, то можно предположить, что и действие происходило летом 1865 года. Деятельность ростовщиков вроде Алены Ивановны регулировалась властями. И в 1830-50 годы, при Николае I, было установлено, что ростовщики могут брать с частных лиц не более 6% в месяц.
На нарушение можно было пожаловаться и с ростовщика взяли бы штраф. Жаловались ли на самом деле - сказать не могу, потому что ведь пожалуешься, ростовщика оштрафуют, а где потом кредит брать будешь?
Но в 1864 году законы изменились. Ростовщикам разрешили ссужать деньги под 10% в месяц. И Алена Ивановна, конечно, пользовалась имеющимися у нее законными возможностями. А то, что ее клиенты возмущались такими процентами - так это были проблемы клиентов, которые старуху не очень волновали, профессия у нее была такая - не располагающая к мягкости характера и широте души.
Вот и получается, что как бы ни была нам неприятна деятельность старухи-процентщицы, как и любого ростовщика, ничего не поделаешь, она поступала так как ей позволял тогдашний закон.