Писательница и сценаристка Виктория Токарева — многолетний соавтор Георгия Данелии, вместе они создали несколько кинохитов, и первой совместной удачей стали, конечно, «Джентльмены удачи» (1971). Но
Токаревой хотелось попробовать силы и сольно, и в середине семидесятых она переработала для кино свою повесть «Неромантичный человек». Одним из главных героев истории был лётчик,
а картину о лётчике ужа давно мечтал снять Данелия, так что Виктория Токарева даже и не думала над кандидатурой режиссёра: им должен был стать Данелия. Правда, самому Данелии персонаж-лётчик виделся совсем иным, да и фильм, задуманный Токаревой, был доброй семейной комедией, Данелия же предпочитал комедии на стыке с драмой и даже трагедией. Охладило его желание работать со сценарием и то, что персонажи обитали в обычной русской деревне, жизнь которой он совсем не знал. В результате Данелия засел за сценарий собственный (и позже из него родится «Мимино»), а сценарий Токаревой вручили Владимиру Грамматикову, начинающему режиссёру, только что снявшему очень успешную комедию «Усатый нянь» (1977).
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
На взрослые роли Грамматиков пригласил знаменитостей: Людмилу Хитяеву, Елизавету Никищихину, Владимира Басова, Георгия Штиля, Леонида Куравлёва, Юрия Катина-Ярцева, Виктора Проскурина, Алексея Миронова.
Но на первом были представители юного поколения.
Исполнительницу влюблённой Тани Канарейкиной искали по всей стране. Режиссёр отсмотрел сотни девочек-подростков,
но в конце концов ему приглянулась Алёна Кищик, которая на первый взгляд совсем не подходила. 15-летнюю Алёну нашли в хореографической студии хора имени Пятницкого. Девочка планировала связать жизнь с балетом и ни про что другое не думала. На съёмках юной артистке пришлось непросто:
привыкшая держать осанку Алёна регулярно получала замечания от режиссёра, напоминавшего, что она не на сцене, а в деревенской избе, на колхозном поле, в сарае, где не ходят, как балерины.
А ещё насквозь городская Алёна очень опасалась коров и старалась держаться от них подальше вне кадра. Но по сюжету её Таня была самой обычной деревенской девчонкой, так что Алёне пришлось себя преодолеть и научиться даже доить бурёнок.
Роль младшей сестры Тани, хитрюги и проныры Веры, получила восьмилетняя Даша Мальчевская, которая уже в кино снималась.
У Даши получился один из самых ярких и запоминающихся образов в комедии: её Вера непосредственна, как любой ребёнок, и с умным видом даёт старшей сестре советы. Даша позже ещё несколько раз появлялась на экране, но потом с кино порвала и выбрала другую профессию.
Роль воздыхателя Тани Мишки Синицына Владимир Грамматиков отдал Александру Фомину, только что закончившему ГИТИС. 21-летний
Александр был дебютантом, но сразу же вписался в группу и на фоне звездный взрослых коллег не потерялся. Парня очень хвалили и предрекали успех.
Ещё во время этой работы он получил приглашение в драму «Мой ласковый и нежный зверь» и уже вовсю готовился к новой работе. Но, увы, жизнь распорядилась жестоко:
завершив съёмки у Грамматикова и получив гонорара, актёр отправился к родителям, в родной Муром, но попал в серьёзную аварию и не выжил.
Единственную его роль, яркую и эффектную, озвучил другой актёр.
Ну а роль того самого лётчика Комарова, который регулярно становился жертвой романтических интриг влюблённой в него Тани, получил Валерий Кисленко. С ним Владимир Грамматиков познакомился чуть раньше:
Валерий сыграл в «Усатом няне» приятеля главного героя.
Лётчик Комаров стал первой и последней главной ролью Валерия в кино, хотя он снимался и позже. Основная часть жизни актёра прошла всё-таки в Центральном детском театре, позже ставшего РАМТом.
Натуру для фильма нашли во Владимирской области. Колхоз «Краснополец», где живут герои, изобразило село Любец, в котором была лишь одна длинная улица. Зато невероятно красивая: она тянулась вдоль заросшего зеленью берега реки Клязьма, а все дома на ней были украшены резьбой.
Один дом привлёк особенное внимание помощников режиссёра: вокруг него высилось с десяток замысловатых скворечников. Он-то и стал домом Канарейкиных, а скворечники даже попали в кадр.
Когда съёмки завершились и надо было приступать к монтажу,
Владимир Грамматиков вдруг ужаснулся. Ему показалось, что он снял полную ерунду, герои которой — люди, мягко говоря, со странностями.
Монтаж шёл сложно, ленту собрать не удавалось и в какой-то момент стало казаться, что это катастрофа. Но в итоге режиссёр всё же сумел найти верное направление и смонтировал картину. В прокат она вышла с названием «Шла собака по роялю».
Зрителям немудрёная комедийно-лирическая история пришлась по вкусу: фильм сразу же стал одним из лидеров проката. Герои и их поступки аудитории были понятны, ведь
почти каждый в юности влюблялся и зачастую пытался привлечь внимание объекта симпатий парадоксальными поступками,
как это делала героиня.
Да и деревенская тема тогда была на пике, так что комедии явно был уготован успех. А ещё, конечно,
флёра добавила музыка Алексея Рыбникова, которая стала, наверное, самой узнаваемой деталью комедии и потом часто использовалась на тв.
И, пожалуй, единственным человеком, который вообще не принял «Шла собака по роялю», оказалась сценарист Виктория Токарева. В процесс создания ленты не не вмешивалась, на площадке не бывала, режиссёру и актёрам никаких указаний не давала. Возможно, она рассчитывала, что Грамматиков, как и Георгий Данелия, поймёт её замыслы без подсказок и намёков, с полуслова и полувздоха. Но этого не случилось: видение Владимира Грамматикова было совсем иным, чем у Данелии, поэтому и фильм он снял в своей манере. Токарева высказывалась о нём довольно резко:
«Если бы снимал Данелия, то этот фильм был бы лучше, чем —“Джентльмены удачи”».
Кстати, вы обращали внимание, что у героев комедии — «летающие» фамилии? Лётчик Комаров, семья Канарейкиных, Мишка носит фамилию Синицын, а заезжий собиратель фольклора — Чиж. Как вы думаете, это совпадение или замысел?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке: