К концу шестидесятых в активе режиссёра Георгия Данелии было уже два кинохита: «Я шагаю по Москве» (1963) и «Тридцать три» (1965). Данелия начал искать материал для следующей работы, и тут ему пришла на помощь мама, работавшая на «Мосфильме». Она обожала роман «Мой дядя Бенджамен» французского писателя Клода Тилье (кстати, в те времена это было единственное его произведение, переведённое на русский) и предложила сыну снять картину по нему. В какой-то момент даже появилась идея снять совместный советско-французский фильм, но французы настаивали, чтобы главного героя играл актёр из Франции.
Данелии это не понравилось, поэтому он взялся за работу единолично.
Перво-наперво Георгий Данелия начал искать сценариста. Он почти всегда создавал сценарии для собственных лент сам, но ему нужен был партнёр, который помогал бы и реагировал на придумки. Выбор пал на Резо Габриадзе, известного сценариста. Мужчины поселились в гостинице в Тбилиси и начали работу.
Как-то им попался на глаза обычный постоялец - строитель, приехавший в столицу Грузии в командировку.
Данелия и Габриадзе стали приглашать его к себе, чтобы проверять, насколько удачен сценарий. Строитель не отказал творцам, приходил и слушал отрывки, реагируя на них как самый обычный человек и потенциальный зритель. Но через некоторое время он взмолился, чтобы его отпустили, поскольку командировка не могла длиться вечно. Но
в благодарность за помощь Георгий Данелия вставил имя помощника в титры.
Мало того, имя строителя с тех пор встречается в титрах ко всем фильмам мастер. В следующий раз при просмотре картин Данелии обратите внимание на имя Рене Хобуа, это и есть тот самый строитель-доброволец, который помог написать сценарий. Ну а лента, действие которой режиссёр перенёс из Франции в Грузию, получила название «Не горюй!».
На поиски главного героя ушли месяцы. В книге Тилье он был статным рыжеволосым и голубоглазым мужчиной, и именно такого артиста намеревался снять режиссёр. Но подходящего исполнителя всё не было, и тогда снова помогла мама. Она порекомендовала присмотреться к музыканту из грузинского ансамбля «Орэра» Вахтангу Кикабидзе.
Режиссёр отказался наотрез: темноволосый Кикабидзе совершенно не походил на героя, описанного в романе.
На пробы Кикабидзе самовольно пригласила помощница Данелии, но и после этого режиссёр не согласился. Тогда Кикабидзе загримировали, и теперь уже гримёр стала уверять, что таким и должен быть главный герой. В итоге Данелия сдался и взял Кикабидзе. И, как выяснилось позже, совсем не прогадал.
Ещё одну главную роль отдали настоящему мастеру кино Серго Закариадзе. Закариадзе был уже в возрасте, и фильм «Не горюй!» стал его предпоследним появлением на экране. По сюжету его персонаж уходил из жизни, так что
в чём-то роль оказалась пророческой: через два года после выхода фильма скончался и сам артист.
Очень хотел Данелия снять в «Не горюй!» и своего любимца Евгения Леонова. Актёр и режиссёр познакомились во время работы над комедией «Тридцать три», и после без Евгения Леонова не обходилась ни одна работа Данелии.
Леонов начал было сниматься, но потом отказался из-за занятости. А вместо себя предложил Сергея Бондарчука. Тот согласился,
и уже включился в процесс, но осознал, что роль совершенно не его и тоже отказался. Тогда Данелия буквально умолил Евгения Леонова приехать на съёмки. Ради его участия роль сократили, так что Леонов был занят всего три дня, но в кадре всё-таки появился, тем самым успокоив режиссёра.
Когда комедия «Не горюй!» вышла, стало понятно, что не зря в неё было вложено столько усилий.
Добрая и очень колоритная лента с грузинским акцентом понравилась и зрителям, и критикам. А ещё она вывела в звёзды Вахтанга Кикабидзе,
который распрощался с музыкой и стал ярким и самобытным актёром советского кино.
А вы увидели французский привкус в грузинской комедии «Не горюй!»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296