Владимир Грамматиков в перестроечные годы не избежал искушения взяться за провокационный фильм с рискованным сюжетом. Кинокарьеру он начинал как актёр, но довольно быстро понял, что ему нравится быть по другую сторону камеры. Именно благодаря ему у нас появились очаровательные ленты, собиравшие у экрана всю семью: «Усатый нянь» (1977), «Шла собака по роялю» (1978), «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982). Но новые времена диктовали новые условия, поэтому режиссёр сделал резкие поворот. Вызывающие картины были в те времена в моде, ведь прежде и вообразить нельзя было, что на экране открыто покажут интимные отношения. Потому и появилась странная, мутная, отчасти фэнтезийная и довольно нескромная история «Сестрички Либерти» (1990).
Сценарий написала Людмила Улицкая. Сейчас её имя звучит громко, Людмила — популярнейший отечественный автор, лауреат десятков премий. Тогда же, в конце восьмидесятых,
Улицкая была писателем молодым, начинающим, у неё даже не было больших публикаций. Правда, по её сценариям сняли два мультфильма,
но имени она на этом не сделала. А вот «Сестрички Либерти» помогли Людмиле пробиться в круг людей творческих. Не без помощи, конечно же, Владимира Грамматикова, который перенёс её задумку на экран.
Главными героинями фильма стали две сестры-близняшки,
Вера и Любовь. Имена девушек символичны: в ленте есть и вера, и любовь, но, кажется, в слегка извращённом виде.
По сюжету девушки, обычные представительницы своего времени, попали в руки фотографа-профессионала, который предложил им фотосессии в стиле «модерн» (в Италии его называют «либерти», отсюда название). Получилось эдакое современное переложение истории о Пигмалионе и Галатее (здесь — двух Галатеях) с примесью мистики и кое-каких элементов фильмов для взрослых.
Главных героинь Владимир Грамматиков нашёл случайно. Был вариант пригласить одну актрису, которая сыграла бы сестёр-близняшек, но потом решили всё-таки выбирать из настоящих близнецов.
Их режиссёр и приметил на первом московском конкурсе близнецов «Мы — близнецы-90».
Никакого блата не было: 19-летние Ольга и Елена Стучиловы просто заинтересовали режиссёра схожестью. После общения с девушками он и пригласил их на съёмки. Любопытно, что сам
Грамматиков регулярно путался и с трудом различал Ольгу и Елену во время работы. И даже когда готовую картину представляли зрителям, он снова перепутал своих актрис и назвал одну именем другой.
Сёстры Стучиловы раньше ни к кино, ни к театру отношения не имели, обе были третьекурсницами Московского энергетического института и никогда не пробовали себя в творчестве.
Неоднозначные «Сестрички Либерти» стали для них дебютом, но обе отработали на совесть,
хотя поначалу сложности всё-таки были. И неудивительно, ведь рядом с неопытными исполнительницами находились знаменитые актёры: Игорь Ясулович, Александр Орлов, Евгений Редько. В небольшой роли появилась Ярослава Турылёва, которую сегодня уже без колебаний можно назвать легендой. Ярослава много лет занималась озвучанием, сначала как актриса дубляжа, а потом и как режиссёр. Даже не десятки, а
сотни иностранных картин завершаются фразой «режиссёр дубляжа — Ярослава Турылёва»,
а большинство сегодняшних актёров, озвучивающих иностранных коллег, считают Ярославу своим учителем.
Сюжет «Сестричек Либерти» предполагал сцены с обнажением. Это одна из самых броских примет перестроечного кино, и мало какой фильм той поры выходил без подобных вставок. Но
Ольга и Елена наотрез отказались появляться перед камерой без одежды,
так что Владимиру Грамматикову пришлось приглашать дублёрш. И тут стоит сказать, что снято всё было действительно мастерски, подмены незаметны, и кажется, что актрисы играют в пикантных сценах сами. Позже, когда уже фильм вышел, Стучиловым пришлось отбиваться от предложений режиссёров, мечтавших снять их в кино для взрослых.
Несмотря на то, что «Сестрички Либерти» создавал знаменитый Владимир Грамматиков, успеха он не снискал. Отчасти потому, что был снят во многом ради сиюминутной потехи, отчасти потому, что в девяностые людей интересовали проблемы выживания, а не кино. Кроме того,
лента откровенна на грани пошлости, в ней есть моменты, вызывающие недоумение и даже чувство гадливости. Попытка эпатировать Владимиру Грамматикову бесспорно удалась,
но вряд ли «Сестрички Либерти» входят в число его лучших фильмов.
А вы смотрели этот фильм? Как вам кажется, зачем его сняли?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме с автором блога Блог-монолог:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):
Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):