Недавно подписчикам моей группы В Контакте "Проезд по ПДД Оренбург" была предложена задачка: нарушил ли водитель правила остановки, если остановился возле перекрёстка на обочине?
Результаты голосования таковы:
На самом деле, ситуация достаточно спорная, и на одном из форумов по ПДД мы с другим участником обсуждения к единому мнению так и не пришли.
На мой взгляд, если читать пункт 12.4 ПДД буквально, без додумывания и домысливания, то ответ будет такой: останавливаться возле перекрёстка на обочине нельзя.
Несмотря на то, что большинство людей считает по-другому, объясню свою позицию.
Что говорят нам ПДД?
Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части <…>
Не буду объяснять «азы», что проезжая часть и обочина — это два разных элемента дороги. Следовательно, остановиться на обочине — означает, остановиться за пределами пересечения проезжих частей. Да и из определения перекрёстка следует, что обочина частью перекрёстка не считается.
Казалось бы, вопрос на этом исчерпан: в рассматриваемой ситуации водитель не на пересечении проезжих частей, нарушения нет. Но как быть со второй частью запрета «ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части»?
Принято считать, что запрет остановки на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части распространяется на пространство, ограниченное на рисунке белыми линиями:
Обратите внимание: место примыкания обочины к проезжей части — это ведь тоже край проезжей части.
Можно спорить о том, край ли это пересекаемой проезжей части. Или край пересекаемой проезжей части — вот?
Но если это край пересекаемой проезжей части, то возникнет закономерный вопрос: а есть ли здесь вообще пересечение проезжих частей в буквальном смысле этого слова? Ведь «пересечение» — это когда одна линия (в нашем случае — проезжая часть) проходит как бы «насквозь» другой, то есть обе проезжие части после пересечения имеют продолжения. А у нас здесь не «пересечение», а «примыкание» (вспомним определение перекрёстка — «место пересечения, примыкания, разветвления дорог…»).
Спор заходит в тупик, потому что любой водитель со времён обучения в автошколе знает: пересечение проезжих частей — это вот:
Делаем вывод «от противного»: значит, в данной ситуации место сопряжения обочины с проезжей частью — это и есть «край пересекаемой проезжей части».
И от этого края автомобиль сейчас ближе 5 метров.
Нарушение? Полагаю, что да.
Мой оппонент на форуме привёл очень хороший аргумент: законодатель вообще не хотел запрещать остановку на обочине ни в каком варианте. Хотя бы потому, что не запретил, например, на обочине вот здесь:
«на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении»
То есть, на опасных поворотах или в конце подъёмов на проезжей части останавливаться нельзя, а на обочине —можно.
Как быть?
Видимо, нашим большим умам из числа составителей ПДД надо определиться точно:
1) вы разрешаете остановку на обочинах, примыкающих к перекрёстку или пересечению проезжих частей, где запрещена остановка;
ИЛИ
2) вы запрещаете остановку на обочинах, примыкающих к перекрёстку или пересечению проезжих частей, где запрещена остановка.
Или сформулировать отдельное правило.
Готов поучаствовать в формулировке ;) ;) ;)
#проезд_по_пдд #proezd_po_pdd #пдд #оренбург #увереннорулим