Найти тему
PRO ПДД

Можно ли остановиться возле перекрёстка на обочине?

Недавно подписчикам моей группы В Контакте "Проезд по ПДД Оренбург" была предложена задачка: нарушил ли водитель правила остановки, если остановился возле перекрёстка на обочине?

Результаты голосования таковы:

-2

На самом деле, ситуация достаточно спорная, и на одном из форумов по ПДД мы с другим участником обсуждения к единому мнению так и не пришли.

На мой взгляд, если читать пункт 12.4 ПДД буквально, без додумывания и домысливания, то ответ будет такой: останавливаться возле перекрёстка на обочине нельзя.

Несмотря на то, что большинство людей считает по-другому, объясню свою позицию.

Что говорят нам ПДД?

Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части <…>

Не буду объяснять «азы», что проезжая часть и обочина — это два разных элемента дороги. Следовательно, остановиться на обочине — означает, остановиться за пределами пересечения проезжих частей. Да и из определения перекрёстка следует, что обочина частью перекрёстка не считается.

Казалось бы, вопрос на этом исчерпан: в рассматриваемой ситуации водитель не на пересечении проезжих частей, нарушения нет. Но как быть со второй частью запрета «ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части»?

Принято считать, что запрет остановки на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части распространяется на пространство, ограниченное на рисунке белыми линиями:

-3

Обратите внимание: место примыкания обочины к проезжей части — это ведь тоже край проезжей части.

Можно спорить о том, край ли это пересекаемой проезжей части. Или край пересекаемой проезжей части — вот?

-4

Но если это край пересекаемой проезжей части, то возникнет закономерный вопрос: а есть ли здесь вообще пересечение проезжих частей в буквальном смысле этого слова? Ведь «пересечение» — это когда одна линия (в нашем случае — проезжая часть) проходит как бы «насквозь» другой, то есть обе проезжие части после пересечения имеют продолжения. А у нас здесь не «пересечение», а «примыкание» (вспомним определение перекрёстка — «место пересечения, примыкания, разветвления дорог…»).

Спор заходит в тупик, потому что любой водитель со времён обучения в автошколе знает: пересечение проезжих частей — это вот:

-5

Делаем вывод «от противного»: значит, в данной ситуации место сопряжения обочины с проезжей частью — это и есть «край пересекаемой проезжей части».

И от этого края автомобиль сейчас ближе 5 метров.

Нарушение? Полагаю, что да.

Мой оппонент на форуме привёл очень хороший аргумент: законодатель вообще не хотел запрещать остановку на обочине ни в каком варианте. Хотя бы потому, что не запретил, например, на обочине вот здесь:

«на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении»

То есть, на опасных поворотах или в конце подъёмов на проезжей части останавливаться нельзя, а на обочине —можно.

Как быть?

Видимо, нашим большим умам из числа составителей ПДД надо определиться точно:

1) вы разрешаете остановку на обочинах, примыкающих к перекрёстку или пересечению проезжих частей, где запрещена остановка;

ИЛИ

2) вы запрещаете остановку на обочинах, примыкающих к перекрёстку или пересечению проезжих частей, где запрещена остановка.

Или сформулировать отдельное правило.

Готов поучаствовать в формулировке ;) ;) ;)

#проезд_по_пдд #proezd_po_pdd #пдд #оренбург #увереннорулим