Теперь о возможном замедлении мировой экономики.
В результате ухудшения эпидемиологической ситуации в Китае, а также роста геополитической напряженности, темпы роста мировой экономики начали показывать признаки замедления.
Индекс деловой активности в производственном секторе JPMorgan (PMITM), составляемый S&P Global, снизился с 53,5 в феврале до 52,7 в марте.
Хорошая новость заключается в том, что не все страны находятся «в одной лодке». В то время как деловая активность в сфере услуг Китая в марте упала на фоне новых ограничительных мер по борьбе с COVID-19, в США, Великобритании, Индии и Бразилии, наоборот, был зарегистрирован рост – в большинстве случаев за счет оживления сектора услуг по мере ослабления или снятия ограничений на поездки.
В перспективе, однако, картина отнюдь не выглядит радужной.
Перебои в цепочке поставок в совокупности с инфляцией непременно отразятся на экономике еврозоны и соседних восточноевропейских странах.
Давайте посмотрим на происходящее в геополитике с экономической точки зрения.
Боевые действия и последующие санкции и антисанкции – это, по экономической сути, уже новые, послековидные проблемы, прежде всего, с цепочками поставок. Это логистические сложности, удорожание или дефицит комплектующих, банкротства ряда финансовых институтов, проблемы с расчетами за целый ряд компонентов и материалов. Ну и наконец, это стремительный рост цен, а следовательно – возрастание издержек и глобальное снижение рентабельности и эффективности.
Понятно, что послевоенное восстановление экономики – это глобальный стимул для роста. Но все это будет потом. А пока… Что имеем – то имеем.
Окончательный индекс менеджеров по закупкам в обрабатывающей промышленности S&P Global для еврозоны упал до 14-месячного минимума 56,5 в марте с 58,2 в феврале. Кроме того, в период с февраля по март наблюдалось снижение уверенности бизнеса в США, Европе, Японии, а также на всех четырех развивающихся рынках "БРИК".
Из-за нехватки материалов и рабочей силы как поставщики услуг, так и производители все чаще сталкиваются с трудностями в удовлетворении спроса. Число компаний, сообщивших о снижении объемов производства из-за нехватки сырья или других материалов выросло до самого высокого уровня за 25-летнюю историю исследования. Отсюда неудивительно, что темпы роста производственных затрат как в обрабатывающей промышленности, так и в сфере услуг взлетели до максимумов 2008 года.
Ждать ли рецессии?
В случае США говорить об этом пока рано. Посмотрим, как будет развиваться ситуация с высокими ценами на товарные активы, углеводороды, рынком труда и тд.
В Европе, глава Deutsche Bank Кристиан Зевинг в ходе пресс-конференции заявил, что экономику ФРГ может ждать рецессия в случае отказа от импорта нефти и газа из России.
Что касается России, то рецессия может оказаться, как минимум такой же глубокой, как в 1998 г., а восстановление после нее таким же медленным, как после кризиса 2014-2015 гг. Это предварительные оценки. Хотя давайте откровенно, аналогов происходящему найти очень сложно. И все они, скорее всего, будут притянуты за уши.
Более того, как мы прекрасно понимаем, мировая экономика – штука творческая.
Есть Америка, есть Китай. Есть куча стран Европы, где ситуация выглядит весьма тяжелой. И главное, тяжелой в не такой уж отдаленной перспективе. Наконец, есть множество стран типа Индии, Индонезии, Вьетнама и т.д., которые начинают все сильнее влиять на развитие мировой экономики.
Продолжаем внимательно следить за глобальной статистикой и выходящими отчетами корпораций.
#макро
____________________________________
Друзья! Алгоритмы Яндекса показывают многие острые материалы по текущей повестке только подписчикам канала.
Подписывайтесь на Bitkogan в Яндекс Дзене, если хотите своевременно получать самые важные новости и взвешенную экспертную оценку происходящего в сфере финансов и экономики!
Наши каналы на других платформах:
Telegram , Instagram , Youtube , FaceBook , Twitter , VK
Знакомьтесь с актуальной информацией и задавайте вопросы.