Найти тему
SOLO-U

«Запас прочности»: Николай Константинов, генеральный директор TREND ISLAND, – о новых возможностях для российских брендов

Я помню, как недоумевала на старте своего бизнеса на тему того, что в России нет классных универмагов. У молодых брендов так себе альтернативы:  торговые центры за невменяемый «билет» на вход и кабалу по выходу, рынки, маркеты (считай, те же рынки). И тут – ты со своей командой! Расскажи в двух словах, как решился, что было первым опытом? «Цветной»?

Да, верно. «Цветной» стал первым большим проектом из тех, которые перевернули мою жизнь.  Я пришел туда из ЦУМа, где был обычным продавцом. У меня тогда  уже был большой опыт в  продажах, и я чувствовал необходимость роста. В «Цветной» пришел в 2010-м, в год запуска, на позицию бренд-менеджера. И буквально за год дорос до управляющего торговым залом. На этой позиции начал отвечать за зоны с собственной закупкой универмага, которые располагались почти на всех этажах. Кроме того познакомился с основателями «Цветного». Это,  конечно же, придало  мне уверенности в том, что я нахожусь  на правильном пути. В тот период Цветным управляли экспаты, с которыми я тесно работал и перенимал от них много полезных знаний.  Опыт ЦУМа, где я научился правильной выкладке товара и общению с людьми, тоже  давал о себе знать. Постепенно  пробовал себя в разных проектах: были, конечно, и неудачные. Но в итоге в моей жизни случился «Trend  Island»: я пришел в «Авиапарк» на запуск универмага с нуля, где в итоге смог применить весь свой накопленный опыт.

Мы несколько лет изнутри наблюдаем, как TI выстраивает работу с комитентами. В лучшую сторону изменился ассортимент универмага, проводится регулярная работа с продавцами, обратная связь с бэк-офисом быстрая и эффективная. Представляем, ценой каких усилий это всё дается. Изменился ли трафик после того, как бренды стали заявлять о том, что покидают страну? Очереди за «запрещенкой» уже пару недель как рассосались. Какая обстановка сейчас?

Работа по отлаживанию процессов в Trend  Island идет бесконечно, на самом деле. Я уходил на два года в свои проекты и в конце прошлого года вернулся в качестве генерального директора. Всегда есть над чем работать, тем более за два года многое поменялось, в том числе  в структуре универмага. Сейчас новая команда, как вы можете видеть, пересматривает пул брендов и создаёт новую, более чистую концепцию. Взяли на работу категорийного менеджера,  который занимается  ассортиментом в разрезе корнеров. Многие комитенты, конечно, не были к этому готовы и вынуждены сейчас пересматривать ассортимент . К подбору новых партнеров также стали относиться внимательнее: берем только тех, кто занимается производством, а не закупками на всем известных оптовых рынках. Для меня сейчас этот вопрос наиболее важен, потому что то, что мы продаем –  и есть лицо проекта. Еще у нас новый маркетолог, Александра Ларина, и с ней мы  ведем большую работу по выстраиванию стратегии. Что такое Trend Island? К чему мы должны прийти?  А что касается общей обстановки, то очереди за «запрещенкой» действительно закончились. Но у нас-то представлены в основном  российские дизайнеры, которые закупают за границей  только ткани и фурнитуру. Почти все успели закупить необходимые материалы на весну-лето и непрерывно продолжают делать поставки. Так что сейчас, с точки зрения коммерции, идет прирост. Люди идут к нам, в том числе и потому,  что соседние магазины закрыты. И им у нас нравится! Некоторые даже удивляются, почему мы существуем столько лет, а они о нас узнали только сейчас. Я не думаю, что случится какая-то катастрофа. Понятное дело, доллар нестабилен, много людей потеряет работу, но, тем не менее, Москва всегда имела  запас прочности, который вряд ли быстро исчерпается. Предполагаю, что через несколько месяцев логистические цепочки перестроятся  и финансово-эмоциональное состояние людей стабилизируется.

В вашем пространстве представлено много российских дизайнеров. Как ты оцениваешь их перспективы на фоне происходящего? Ты, как профи с колоссальным опытом, наверняка понимаешь, что воодушевление на тему открывшихся вдруг возможностей слегка преждевременно.

У меня в этом плане очень позитивные мысли, и я думаю, что наступило время перемен и возможностей.  Все, кто не будет паниковать,  возьмет себя в руки, построит  правильно свои финансовые модели, просчитает доходы, расходы и риски, обязательно выстрелят. Люди одевались, одеваются и будут продолжать это делать несмотря ни на что. Сейчас нужно не сдаваться, а аккумулировать все свои внутренние силы и возможности. Особенно, если уже есть лояльная аудитория. Я бы еще отметил, что мы сейчас наблюдаем колоссальный рост патриотизма: люди отказываются от всего западного.  И надо предложить им креативные торговые пространства с российскими  брендами, потому что с тем, что мы сейчас зачастую имеем, осуществить импортозамещение будет сложно. К тому же цены поднимутся и у российских компаний. В этом плане, кстати, в Trend  Island можно выбрать одежду на любой кошелек. А еще, думаю, сейчас надо усиливать клиентский сервис, искать онлайн-решения, и мы все это сейчас прорабатываем. Надо развиваться, пока есть такая возможность!

Импортозамещение в модной индустрии - возможно ли оно? Как думаешь, удастся ли его осуществить? В какие сроки?

Что касается полного импортозамещения, здесь я не питаю иллюзий. Если уйдут западные бренды, представьте, сколько освободится торговых площадей!  Это  -  сотни тысяч квадратных метров, и,  безусловно, перекрыть их российскими дизайнерами будет  непросто. Я понимаю, что у нас в портфеле уже около 600 брендов, и это количество только растет. Вопрос, что это за бренды,  какое у них качество, возможности, промышленные мощности. Это все всегда под вопросом. Когда мы встречаемся с не очень опытными и молодыми брендами, у которых есть Instagram и несколько  фотографий, на вопрос -  какая у вас коллекция, они с гордостью отвечают, что это 6-7 худи и одни штаны. Но при этом они заявляют о себе, как о полноценном  бренде.  В целом, конечно, на  большие площади в Москве наш бренд, который вписывается в рамки импортозамещения, точно претендует. Некоторые центральные локации есть шанс  занять:  сейчас ведутся переговоры с большим количеством торговых центров. Прорабатываются разные сценарии.  Мы понимаем, что для российских брендов это, безусловно, возможность быть представленными не только в «Авиапарке», но и попасть в трафик других больших торговых центров.  Если все получится, то в течение года-полутора откроем еще несколько универмагов, будем масштабироваться. Торговые центры тоже идут навстречу, потому что понимают, что есть современная, крутая концепция. Им интересно рассматривать такие бренды, как Trend Island, потому что за непродолжительное время нам нужно раскачаться так, чтобы показывать те же самые цифры, что показывали  западные  игроки. И при этом мы платим другой процент  от товарооборота, потому что, как правило, в эти концепции инвестирует сам торговый центр и коммерческие условия чуть другие, чем, например,  у Zara и H&M. Это, конечно же, для нас большой плюс.

Сейчас много говорят о государственной поддержке для российских брендов. Я знаю, что вы оперативно отреагировали на кризис: например, запустили взаимодействие с Агентством креативных инициатив. Ты лично собирал антикризисные предложения от продавцов и производителей для передачи их в работу департаменту предпринимательских инициатив города Москвы, ты ездил защищать нас в мэрию. Расскажи, стоит ли надеяться на господдержку в ближайшее время?

Конечно, мы работает над этим! Коммуникация с административными и правительственными органами ни на минуту не прекращалась. Встреча, на которой мы были недавно, отнюдь не финальная. В ближайшее время нас ждут повторные переговоры. . Мы подготовили презентацию универмага, в которой есть предложение в том числе  по инвестированию. А те пакеты мер, которые мы обсуждали до этого, уже находятся на рассмотрении. Я не могу сказать, какие именно из предложений будут приняты и реализованы, но думаю, что  большинство, потому что ситуация может меняться. Но нас точно не будут тревожить бесконечными проверками, не считая, конечно,  базовых и пожарных. Все, что связано с налогами, думаю, тоже оставят. По поводу маркировки и снижения налоговой нагрузки вопрос открытый, его еще до конца не решили, но я думаю, что нам на него ответят в ближайшее время. Я жду ответа по каждому заявленному пункту, и мы постоянно находимся на связи с представителем департамента. В нашу пользу работает и то, что сейчас у мэра Москвы есть установка на помощь бизнесу. Субсидии быстро выделяются, есть различные грантовые программы, да и в целом правительство прислушивается к запросам предпринимателей.