Президент России дал поручение перейти на рубли в расчетах за поставки природного газа покупателям из недружественных стран. Причина такого решения проста до невозможности – если этого не сделать, то все причитающиеся денежные средства за поставленные углеводороды просто не будут доходить до российских компаний, т.к. будут автоматически без суда замораживаться.
Иезуитская логика недружественных стран такова – нефть и газ будьте любезны поставлять в законтрактованных объемах, а в качестве оплаты получите банковскую платежку. Ну а то, что деньги не дошли – это не наши проблемы и нарушения, мы платеж отправили. В логике не откажешь, менять валюту контракта сейчас не получится, для этого нужно заключать дополнительное соглашение к контракту, на которое, естественно, никто не пойдет. Канцлер Германии так и сказал, раз в контракте написано, что валюта платежа евро – значит и платить нужно в евро. Могу предположить, что валютные счета российских поставщиков углеводородов открыты в иностранных банках со всеми вытекающими из этого последствиями.
На мой взгляд есть простой и изящный выход из этой, казалось бы, патовой ситуации. Любые сделки, в том числе и международные, обязывают контрагентов уведомлять друг друга в случае изменения своих реквизитов, к которым относятся и банковские счета. Внимание, уведомлять, а не согласовывать. Иными словами, тому же Газпрому достаточно направить своим контрагентам надлежащие уведомления об изменении банковских реквизитов с указанием рублевого счета российской финансовой организации. Параметры контрактов Газпрома известны не многим, но вряд ли там используется норма, отличная от общепринятого правила, согласно которому обязанность по оплате за товар считается исполненной с момента поступления денежных средств на расчетный счет поставщика. Банки давно ведут мультивалютные счета, поэтому пусть платят в валюте контракта российской компании на счет придут рубли после банковской конвертации. Какие будут курсы валют в данном случае вопрос второй, хотя только одно заявление президента укрепило рубль.
Дальше все по классику «товар-деньги-товар». Отсутствие оплаты за поставленный товар – неисполнение обязательств, соответственно любой поставщик после такого вправе приостановить поставку.
Впрочем важно помнить, что международные сделки заключают далеко не глупые люди, не исключено, что в ближайшее время мы услышим, и не раз, что-нибудь сенсационное на эту тему!