Найти тему
Igor Novikov

Газ за рубли - зачем такой переход

Президент России объявил о переходе на рубли в расчётах за газ с иностранными покупателями из недружественных стран. Заявленная причина – ненадёжность доллара и евро и недобросовестность эмитентов этих валют; объявленная цель – постепенный отказ от расчётов в этих ненадёжных валютах. Однако, что-то тут не так. Ведь фактически и при новой схеме расчётов мы будем получать от этих недобросовестных партнёров те же доллары и евро! Возможно, причины и цели такого перехода какие-то другие?

Давайте попробуем разобраться. Надеюсь, умные люди мне помогут и заодно меня, недалёкого, вразумят. Вот какой вопрос возник у меня:

По новым нашим правилам иностранные потребители российского газа теперь должны платить за него российскими рублями. Эти рубли им придётся где-то брать. Где? Вероятно, они будут покупать рубли у России, точнее у российского Центрального банка. Вот и президент Путин приглашает иностранных покупателей российского газа свободно менять свою валюту на рубли на российском внутреннем рынке - Банку России совместно с правительством поручено в недельный срок определить порядок совершения таких операций. Вопрос: а чем же они будут за наши рубли платить?

Европейцы, американцы, да и большинство прочих покупателей российской валюты будут расплачиваться за наши рубли теми же своими долларами и евро, ведь ничего другого у них сейчас нет. Потом они обменяют купленные за их валюту рубли на российский газ и получается, что в итоге в оплату за свой газ Россия всё равно получит те же доллары и евро, только иным путём и в другие руки! Раньше иностранцы за свою валюту сразу получали газ, а теперь им придётся сначала конвертировать её в рубли. Раньше их доллары и евро попадали российским кампаниям экспортёрам (обязанным продавать часть валютной выручки – т.е. менять валюту на рубли), а теперь – сразу в Банк России.

Такое изменение расчётов по экономической сути (если не будет других изменений) равносильно установлению 100%-го норматива продажи валютной выручки для российских экспортёров газа (с конца февраля российские экспортеры обязаны продавать на внутреннем рынке 80% валютной выручки). Разница между 80% и 100% не столь велика и, например, существенного влияния на курс рубля к иностранной валюте ожидать не следует. Для российской экономики практически безразлично, будут ли наши экспортёры и дальше получать от иностранных покупателей их валюту, или станут получать рубли, которые покупатели из недружественных стран предварительно купят за свою валюту на российском рынке.

Так что же меняется? Изменения могут быть, просто не совсем те, что объявлены официально.

Вот что говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов по поводу возможного согласия иностранных покупателей из недружественных стран прейти на оплату газа рублями:

«… это означает, что они как бы признают тот факт, что заместить российский газ они не в состоянии. Мне кажется, важен именно психологический момент, то есть ты согласен с тем, что ты должен покупать российский газ, ты не можешь вот сейчас отказаться, тогда переподписывай контракт и иди за рублями. Если ты не согласен, значит, посмотрим, в каком состоянии будет находиться ваша коммунальная сфера следующей зимой, по каким ценам газ будет приходить в Европу и как будет выглядеть европейская экономика. Это определенное повышение ставок, хотя Путин подчеркивает, что мы готовы, создадим инфраструктуру, то есть мы не разрываем контракты. Приходите, покупайте рубли, вот это наше условие, соглашайтесь с ним, и, пожалуйста, продолжайте дальше покупать, то есть в этом плане мы вентиль не перекрываем» - вот как: «повышение ставок», принуждение партнёров к работе на наших условиях и по нашим правилам, подтверждение их неспособности обойтись без наших поставок.

Вот мнение директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Громова:

«Я предполагаю, что при принятии такого решения сделан расчет, что все-таки большая часть европейских стран с теми или иными оговорками примет российские условия. Но я не исключаю также и того, что часть европейских стран, например такие, как Польша, возможно, Болгария, у которых уже заканчиваются в конце 2022 года контракты на поставку российского газа, используют это решение как формальный повод о разрыве, пусть и преждевременном, этих долгосрочных контрактов» - ну что же, скатертью дорога, но пусть уходят сами, их собственным решением и по их инициативе!

Вот ещё примечательный момент: официальная реакция представителя Европы - советника итальянского премьера Франческо Джавацци:

«Мое мнение — надо платить в евро, потому что оплата в рублях стала бы способом обойти санкции» – значит и там о чём-то догадываются? Хочешь российский газ – не соблюдай антироссийские санкции!

А вот и наше внутреннее, излюбленная мозоль наша – курс рубля – со слов начальник аналитического отдела компании «Риком-траст» Олега Абелева:

«Я бы не сказал, что это какая-то потеря валютной выручки, потому что покупатели все равно будут завозить в страну валюту, а она уже будет обмениваться здесь по курсу. Другое дело, какой это будет курс: вот это вопрос дискуссионный, пока на него, наверное, четкого ответа не даст никто» - механизм формирования курса валют в России может принципиально измениться, перейти в большей степени под контроль Банка России, а значит и под государственный контроль, и даже как бы при сохранении в целом рыночных методов.

Ну а кроме того, ведь среди покупателей нашего газа помимо эмитентов доллара или евро могут оказаться и держатели иных валют, а они могут перейти на расчёты в рублях минуя доллар и евро – тогда зона обращения этих недружественных денежных единиц будет сокращаться – тут уже глобальная, стратегическая цель. В общем, поживём – увидим.

В статье использованы материалы СМИ с  сайтов:

https://www.bfm.ru/news/495953...

https://www.rbc.ru/economics/2...

Автор статьи благодарен работникам СМИ, собравшим, подготовившим и опубликовавшим эти материалы.