Уважаемые коллеги, работающие в национальных (удмуртских) детских садах, предлагаю Вашему вниманию вариант развлечения для детей старшего дошкольного возраста на русском и удмуртском языках:
Развлечение для детей по приобщению
к УНК (удмуртской народной культуре)
«ШУДОН КОРКА» («Дом, в котором живёт игра»)
Цель: Приобщение детей старшей группы к удмуртской народной культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с удмуртскими народными играми, танцами, песнями;
2. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;
3. Обогащать словарный запас детей;
4. Прививать уважение и любовь к традициям и обычаям своего народа.
5. Вызывать положительный эмоциональный отклик у детей.
Ход занятия
Дети рассаживаются в ожидании гостей. Гостей встречают хлебом – солью.
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Мы сегодня собрались в уютной удмуртской избе, чтобы весело и непринуждённо провести время с друзьями; мы будем петь и танцевать, познакомимся со старинными удмуртскими играми, в которые играли ещё наши бабушки и дедушки.
(Стук в дверь)
Ведущий: Ребята, кто – то, видимо, опоздал. Пойдёмте встретим гостей.
(В зал проходят бабушки, они поют весёлую песню на удмуртском языке)
Ведущий: Посмотрите, ребята, в каких ярких, нарядных платьях пришли к нам наши бабушки! Не расскажут ли они нам, откуда же у них эти платья?
(Бабушки рассказывают о своих платьях. Затем и ведущая, одетая в старинный удмуртский костюм, знакомит ребят и присутствующих с его особенностями)
Ведущий: Ну, а наши детки сегодня похожи на яркие цветочки – посмотрите, уважаемые гости, в каких нарядных, красивых удмуртских костюмах они сегодня одеты!
(Звучит весёлая мелодия, дети кружатся в хороводе)
Ведущий: Давайте, ребята, познакомимся друг с другом.
(Проводится игра «Меня зовут…»)
Ведущий: Восхищаясь красотой национальных нарядов, наш удмуртский народ придумал весёлую песню «Белый снежок» (Лымы тодьы). Давайте же споём её все вместе.
(Дети, бабушки становятся в круг и поют песню. Затем все рассаживаются. В это время раздаётся стук в дверь.)
Ведущий: Кто же это может быть?
(В зал проходит Лопшо Педунь)
Лопшо Педунь: Здравствуйте, хозяева! Я проходил мимо вашего дома и услышал весёлые песни – так они мне понравились, что ноги сами сюда привели! Какие же вы все нарядные! Ну а меня узнали, ребятки? Я весельчак и балагур, не сидится мне на одном месте – как много дорог я уже исходил, чего только не повидал, но мои шутки и потешки всегда со мной!
А знаете ли вы, что у меня на спине висит?
(Дети отвечают)
Лопшо Педунь: Правильно, это моя сумка с сюрпризами – песьтэр. Например, есть в ней загадки. Угадаете ли вы мои загадки?
(Ребята отгадывают загадки, затем предлагают отгадать гостю и свои загадки. Лопшо Педунь пытается разгадать загадки и удивляется находчивости детей)
Лопшо Педунь: Ребятки в этом доме такие умные – молодцы!
Бабушки, а помните ли вы, как много песен мы знали и пели в молодости!
Бабушки: Да, раньше мы очень много песен знали, собирались вместе и пели песни, отдыхали и веселились в кругу друзей. Мы и сегодня хотели бы вам наши песни спеть. Послушайте.
(Бабушки исполняют песни)
Ведущий: Ребята, не хотите и вы порадовать гостей весёлой удмуртской песенкой?
(Дети поют «Мы посеяли мак» (Ми кизимы лемлет мак)
Лопшо Педунь: Ох, как весело у вас! А не хотите ли, ребятки, поиграть со мной? В моей сумке и игры есть!
(Лопшо Педунь достаёт лапти, знакомит с ними детей и проводит игру с лаптями «Кутэн шудон»)
Лопшо Педунь: Как мне у вас понравилось, и так не хочется расставаться. Но меня ждут дальние дороги, новые знакомства! До новых встреч, друзья!
(Все провожают весёлого гостя)
Ведущий: В нашем доме мы очень дружно и весело живём. Иногда случаются такие интересные и смешные истории, что с некоторыми нам не терпится поделиться и с вами, уважаемые гости. Не так ли, ребята?
(Дети инсценируют шуточные сценки)
Ведущий: Удмуртский родниковый край притягивает своей красотой. Наши дети знают стихи, прославляющие малую родину, её труженников, природу родного края. Ребята, кто желает рассказать стихи?
(Дети рассказывают стихи на удмуртском языке)
Ведущий: Молодцы, ребята. А сейчас наши младшие друзья порадуют нас своим танцем!
(Дети средней группы исполняют танец «Италмас»)
Бабушки: Пришло время расставаться, но мы хотели бы ещё раз повеселить, порадовать всех!
(Все участвуют в игровом танце «Найди ворота» (Капка улти потаса шудон)
Бабушки: А сейчас мы угостим всех собравшихся в этом уютном доме национальной удмуртской выпечкой.
(Угощение гостей перепечами)
Ведущий: Как весело было сегодня в нашем доме, как незаметно пролетело время. Нам очень понравились и полюбились наши гости, не так ли ребята? Давайте будем почаще встречаться в нашей удмуртской избе, в доме, где живёт игра!
Развлечение для детей по приобщению детей
к УНК (удмуртской народной культуре)
«ШУДОН КОРКА» на удмуртском языке:
Нылпиос пуко куно возьмаса. Куноосыз пумитяло вой – нянен.Куноос пуксьылизы.
Воспитатель: Зечбуресь, пиналъёс, ми туннэ люкаськимы дырмес шулдыр ортчытыны, эктыны но кырзаны, шудыны но вераны, вашкала шудонъёсын тодматскыны.
(Кин ке йыгаське)
Воспитатель: Пиналъёс, кин ке но бере кылем, лэся.
(Пыро песяйёс, кырзаса)
Песяйёс: Пырыны лэзёды – а?
Воспитатель но нылпиос: Пырелэ, пырелэ, чале та пала.
Учкелэ али, кыче милям песяйёсмы туннэ дисяськемын! Уд вералэ – а милемлы – кытысь ти сыче чебер дэрем дисяды?
Песяйёс: (Возьмато асьсэлэсь дэремъёссэс, верало дэремъёсссы сярысь)
Воспитатель: Нош мынам дэреме тилесьтыд портэм вылэм! Маиз мукет мынам дэремелэн?
Нылпиос: (Верало дэремъёслэсь портэмлыксэс).
Воспитатель: Нылпиосмы но туннэ возь вылысь сяськаослы кельшо!
(шулдыр гур чузъяське, ваньмыз бергало)
Воспитатель: Асьмелы тодматсконо вал, нылпиос.
(Шудон «Шедьты пардэ»)
Воспитатель: Удмурт дэремъёслэн чеберзылы паймыса, калык туж шулдыр кырзан малпам, - ойдолэ, пиналъёс, «Лымы тодьы» кырзанэз кырзалом!
(нылпиос кырзало)
Воспитатель: Оло пуксьыса ял кароме?
(Пуксьыло; кин ке йыгаське)
Воспитатель: Кин меда отын? Нокинэ ум возьмаське кадь ни?
(Пыре Лопшо Педунь)
Лопшо Педунь: Нылпи садды возти ортчисько вал но, шулдыр куараосыз кылыса, пыдъёсы асьсэос татчы кыскизы. Кинъёс меда татын шулдыръясько? Ой, коня татын нылъёс но пиос, куноос!
Нош монэ тодмаськоды, дыр. Мон туж трос калгисько, оломар но тодисько. Алдаськыны но вуисько! Тодиськоды – а, мар мынам тыбырам ошемын?
Нылпиос: - Песьтэр со!
Лопшо Педунь: Шонер, шонер. Мон тиледлы песьтэр тыр мадиськонъёс (загадкаос) ваи, тододы меда?
Нылпиос: Тодомы!
Лопшо Педунь: Куараез овол ке но, шула;
Забор улын будэ, туж зол куртчылиське;
Толалтэ тодьы, гужем – пурысь.
(Лопшо Педунь пайме визьмо нылпиослы)
Нылпиос: Лопшо Педунь, кылзы милесьтым но мадиськонмес!
(Нылпиос верало, Лопшо Педунь тодыны тырше)
Лопшо Педунь: Чебер кенакъёс, нош ти тодиськоды на – а – пичи дыръямы туж уно кырзанъёс тодиськомы вал.
Песяйёс: Озьы, озьы. Тани мак сяська сярысь кырзанэз яратиськомы вал. Оло пиналъёсмы но тодо?
Нылпиос: Тодиськом!
(Чош кырзало «Мак сяська»)
Лопшо Педунь: Ох, шулдыртиды мылкыдме. Ачим но пиналми кадь. Мынам песьтэрам шудонъёс но вань – шудомы – а, эшъёсы?
(Поттэ кутъёссэ)
Лопшо Педунь: Тодиськоды – а, мар та таче? Тодмо – а со тиледлы? Таин шудыны но луэ!
(«Кутэн шудон»; шулдыр гур шудэ)
Лопшо Педунь: Оло эшшо одиг шудонме шудомы?
(Шудон «Вал быж»)
Лопшо Педунь: Туж кельшиз мыным туннэ ти дорын. Котьмар но тодиськоды, котьмар но быгатиськоды вылэм! Нош мыным мукет сюресъёсты но утчаны кошконо, зеч луэ, покчи эшъёсы!
Воспитатель: Пиналъёс, ми нылпи садамы туж шулдыр улиськом, олокыче но серемес учыръёс но луыло. Конязэ ке возьматэммы поттэ, озьы-а?
(сценкаос) – «Горшокен эмезь»; «Мики»; «Дыр овол»; «Ленуш но кочыш».
Воспитатель: Удмурт шаермы туж тунсыко, шулдыр но чебер! Нылпиос кылбуръёс но тодо, кудъёсыз данъяло вордскем палъёсмес.
(Кылбур верало)
«Мар дунне вылын
Котьмарлэсь дуно?
Котькытчы но мын,
Солэсь мозмоно?
Мар дунне вылын
Котьмарлэсь чебер?
Со одиг кылын –
Вордиськем шаер!»
«Мон пичи пияш- удмурт,
Мынам доре – удмурт гурт.
Гуртэ вол – вол пуксемын
Шулдыр удмурт шаерын.
Эшъёсы уно мынам,
Шудыны лыкто дорам.
Ми жоген бадзым будом,
Колхозамы ужалом.
Шумпото нэнэосмы:
Кивоштисьёс луомы!»
«Чукналы быдэ лыктиськом садэ,
шудиськом дэмен портэм шудонэн.
Эшъёсмы тырос: чебер мунёос,
Пичи гондыръёс, питырес шаръёс,
Дэмен кутскыса, корка лэсьтиськом.
Котыр пуксьыса, шулдыр кырзаськом!»
Воспитатель: Нош али милесьтым коркамес шулдыртозы покчи группаысь эшъёсмы.
(Эктон «Италмас»)
Песяйёс: Люкиськон дырмы но вуэ ни. Оло шулдыртыса лэзёмы, эшъёс?
Ваньмыз чош: Ойдолэ, шулдыртоме!
(«Капка улти потаса эктон»)
Воспитатель: Кыче асьмелэн дырмы шулдыр ортчиз! Нош мар тужгес но кельшиз тиледлы нылпиос?
Нылпиос: (Верало малпанзэс).
Песяйёс: Милям сьорамы саламмы но вань. (Куноято вань люкаськемъёсыз).
Воспитатель: Таин милям шулдыръяськонмы йылпумъяськиз, зеч луэ!