В одной из своих публикаций я осмелился обозначить «трёх китов», ставших в своё время причиной размывания профессиональных кадров в МВД - это сокращённые армейские офицеры, женщины и молоденькие пацаны, не служившие в армии. Парадокс, но этот «триумвират» в своё время по сути спас милицейское ведомство от окончательного развала в условиях жесточайшего кадрового голода.
Сегодня речь пойдёт о последних, которые в начале 1990-ых начали робко торить дорожку, а уже через десяток лет буквально заполонили территориальные отделы внутренних дел, воспользовавшись послаблениями в ведомственном законодательстве, позволявшем вместо срочной службы в армии поступить на службу в милицию.
С их приходом МВД получило очередную головную боль: как впишутся в суровые милицейские реалии юнцы абсолютно из других социальных слоёв, не имеющие ни жизненного опыта, ни навыков существования в трудовом коллективе, со смутным представлением о служебной дисциплине, не умеющие обращаться с оружием и т.д. и т.п.? Произошедшее резкое ухудшение кадрового состава, видимо, руководителей ведомства и кадровиков не сильно заботило - вопрос стоял в оперативном латании появляющихся кадровых дыр. Если откровенно, то и до этого качественная сторона вопроса не являлась приоритетной ни в советской милиции, ни (тем более) в российской полиции.
Безусловно, мера эта была вынужденной, обусловленной высокой текучестью милицейских кадров, что не могло не сказаться на снижении общих требований к квалификации кандидатов на службу.
К примеру, в моём бывшем подмосковном ОВД доля призывников составляла порой до 70% от общего числа принятых, а в роте ППСМ зашкаливала аж за 90%! У руководителей подразделений буквально мозги плавились: как с такой оравой справиться! Помимо того, что этих восемнадцатилетних пацанов нужно было воспитывать и оберегать от ненужных косяков в службе, приходилось частенько и физически прикрывать их от правонарушителей.
Беда была в том, что с каждым годом учителей в системе становилось всё меньше, последняя когорта великовозрастных дядек-наставников была смыта волной реформирования и оптимизации. Не будем забывать, что от них руководство требовало, в первую очередь, служебные показатели, а не результаты в наставнической деятельности. А потому те всячески старались избежать «сиденья на двух стульев», понимая, что эти дополнительные издержки им никто не компенсирует, и предпочитали сосредоточиться на своих основных обязанностях. Вот и выходило, что в подобной ситуации на плаву оставались самые башковитые юнцы, обладавшие большей способностью к привыканию и приспособлению.
На начальном этапе они здорово нас выручили (пусть не умением, так хотя бы числом), закрыв появляющиеся кадровые бреши не только в низовом звене, но и в основных службах - УУМ и ОУР. Да, некоторых особо сообразительных сразу брали на офицерские должности, благо у всех принимаемых на службу за плечами был местный юридический колледж (это было основным условием), да и самим им было уже по двадцать лет! Представляете, какую тогда рекламу новоявленные милиционеры сделали учебному заведению, давшему им путёвку в жизнь - на следующий год отбоя от поступающих не было!
Пусть их профессиональное становление было затратным по времени и вложенным нервам, но у них имелось одно несомненное преимущество - заинтересованность в закреплении на службе (разумеется, чтобы не идти в армию!). К тому же, они приходили на службу, полные оптимизма, переполняемые массой эмоций и готовностью браться за любую порученную работу. Их тогдашнему душевному состоянию вполне подходит определение «хоть сейчас в бой!». Нас это вполне устраивало: по крайней мере, знали, что до достижения 27 лет они никуда не денутся и из них можно лепить, что хочется! А уж после преодоления призывного возраста заматеревшим к тому времени бывшим юнцам резона не было смотреть на сторону и уходить на вольные хлеба.
Чем они отличались на начальном этапе от прошедших службу армейцев - для последних не было проблем с социально-психологической адаптацией в незнакомом возрастном коллективе, им оставалось лишь малое - адаптироваться в профессиональном плане. Но и это у них происходило относительно легко и занимало год-два. В отличие от неслуживших, которым требовалось длительное «активное сопровождение», иногда от трёх до пяти лет.
Помимо естественных трудностей в освоении незнакомой специальности тяжёлым психологическим прессом на молодняк давило и напрягало внимание опытных сотрудников, оценивавших их со стороны.
Становление алгоритма их служебной деятельности происходила тяжело, а «бестолковость» (иного слова не подберешь) отдельных экземпляров просто поражала. Они не понимали простых вещей (типа что на службе важно, а что - не очень), и таких приходилось денно и нощно гонять из-под палки. Ох, и намучились же все с этим трудноподатливым материалом, из которого, казалось бы, можно лепить что захочешь! Порой на некоторых хотелось махнуть рукой и просто уволить. Но что-то удерживало: а всё ли мы сделали для их становления? Иногда вмешивались слезливые увещевания родителей (мол, сынок не потерян для милиции!) с банальной человеческой жалостью. Сегодня вижу, что мы, руководители, не ошиблись в отношении многих пацанов, зачисленных изначально в разряд неперспективных: с годами те стали настоящими профессионалами и достигли значимых высот в нашем ОВД.
Откровенно говоря, не согласен со сторонниками обязательного прохождения армейской службы при поступлении в полицию (равно как и в учебные заведения МВД). Одним лишь формальным соблюдением этого требования мы вряд ли получим качественных кандидатов на службу, поскольку годичный срок никогда не сделает из мальчишек самостоятельных юношей, как это было в армии советской.
А как вы считаете?
Читайте мои последние публикации на канале:
- Почему не приколоться, если очень сильно хотца?
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!