Найти тему
Дым Отечества

Огонь по своим. Нашли следы трагической ошибки советской авиации

…Лесники рассказывают байки про два искореженных войной пулемета, которые якобы когда-то очень давно стояли в этом лесу. Бывалые копатели обводят рукой обширный круг и говорят: лет 10 назад здесь и шагу было не ступить, чтобы не наткнуться на ржавую каску, а гранаты тут висели на елках как новогодние игрушки. В огромных воронках посверкивает болотная вода, перед заплывшей финской траншеей мирно журчит ручей. Когда он подмывает очередную земляную стенку, оттуда как горох сыплются стреляные гильзы. Сотни и сотни стреляных гильз…

Судя по следам, бой тут был нешуточный. Июнь 1944-го, первые дни Выборгской наступательной операции. Первая линия финской обороны сломлена, финны бегут вглубь Карельского Перешейка, Красная Армия начинает стремительное преследование противника. Но на одной из лесных дорог финны внезапно оказывают мощнейшее сопротивление. На заранее подготовленном рубеже – с разветвленными траншеями, проволочными заграждениями, противотанковыми и противопехотными минами. Целая дивизия Красной Армии вынуждена остановиться и принять бой. Очень скоро становится ясно – одной пехоты недостаточно. В бой вступают танки и самолеты.

…Вот глубокие колеи в болоте – лесники до сих пор называют это «танковой дорогой». А вот огромные воронки – одна за другой, по прямой линии, как бусы, нанизанные на нитку. Это советский бомбардировщик утюжил расположение противника. Но слегка промахнулся: первые бомбы упали в низину, где окопались красноармейцы.

-2

Рядом с воронкой металлоискатель дает мощный сигнал. Из-подо мха лезут обрывки прорезиненной ткани: гранатная сумка. А дальше – и сами гранаты. 4 штуки, все с вкрученными детонаторами. Расширяем раскоп – саперная лопатка с обрывками кожаного подвеса, какая-то гигантская круглая ложка, обрывки гимнастерки с отпечатавшимся то ли орденом, то ли значком. Боец. Точнее, то, что от него осталось после взрыва авиабомбы. Разорванная на две части, изувеченная осколками каска – в трех метрах сбоку. Один ботинок в совершенно неожиданной стороне. Останки, которые удалось найти, уместились в обычный полиэтиленовый мешок.

-3

Прошло уже 72 года, а все равно страшно. Страшно и обидно за солдата, который прижимался что есть силы к земле под шквалом финских пуль, а смерть пришла откуда не ждали. Сверху. И от своих. Вспоминается выражение «дружественный огонь» - и оно кажется диким. Ничего дружественного в этих человеческих ошметках, разбросанных по поляне, нет.

…Идем вдоль линии соприкосновения. Сюда почему-то не дошли предыдущие поколения копателей. Вот щиток от «Максима», укрытый здоровенной кочкой. Рядом – еще одна сумка с гранатами, и еще одна саперная лопатка. Но бойца нет – похоже, это то, что сняли с раненого – чтобы легче было тащить. Дальше – боекомплект к противотанковому ружью, горка детонаторов к советским гранатам, невообразимое количество желтоносых винтовочных патронов. А еще дальше – опять ложка. И опять обрывки ремней, гранаты, детали солдатского обмундирования.

-4

Еще один советский боец, которого даже не прикопали тогда, после боя. От него тоже мало что осталось: то ли близкий взрыв постарался, то ли зверье и корни деревьев. Еще один обычный полиэтиленовый пакет.

…Этот бой вообще не описан нигде – ни в воспоминаниях солдат, ни в документальной литературе по Выборгской наступательной операции. Вот только в недавно открытых архивных документах нашлась и схема, и описание. Бились тут два дня – финны прикрывали отход основных частей на вторую оборонительную линию, на линию VT. Буквально вцепились в холмистый лес у ручья. По ту сторону дороги – обломки от советских танков и тоже – следы ожесточенной битвы.

-5

База данных «Мемориал» утверждает, что за два дня на этой лесной дороге погибли около ста советских солдат. Найдены пока только двое. Где все остальные? Поиск покажет.

Война все еще здесь.