Найти в Дзене
Мама Игоря

«Ленин. Неизбежность» (2019): где черпали вдохновение сегодняшние «революционеры»

Оглавление

Фильм – отстой!

Но раз уж мы с вами сегодня здесь собрались, хочется чуть более подробно разобрать этот ужас от Хотиненко. Вообще говоря, если прислушаться к современникам, которые называют те или иные политические события XXI века революционными, складывается впечатление, что трактовку термина «революция» они брали именно в этом кино.

Постер фильма «Ленин. Неизбежность» (2019)
Постер фильма «Ленин. Неизбежность» (2019)

Актёрский провал

Прежде чем орать на исторические несоответствия, хочу поорать на чудовищную актёрскую игру. Если точнее, на двух ключевых персонажей, которые у нас:

  • Парвус;
  • Ленин.
Бондарчук в роли Парвуса
Бондарчук в роли Парвуса

Простите на добром слове, но из Бондарчука актёр, как из поросёнка – трансгалактический лайнер. Отсутствие эмоций на том, что у обычных людей зовётся лицом, вымораживает. Как и последующая смена на очередную истерику с разлетающимися слюнями. Этот, с позволения, актёр придерживается неизменного амплуа в любом фильме, где появляется.

Не говоря уже о том, что Парвус в его исполнении кажется ещё гаже и нелепее, чем задумывалось режиссёром. Ну, просто потому что из потенциального администратора Октябрьской революции его превратили в затюканного чмошника (ещё раз прошу прощения), который пытается снискать славу, а потом мстительно ждёт, чего бы такого у Ленина приключилось плохого.

Миронов в роли Ленина
Миронов в роли Ленина

В пику бездарного Бондарчуку хочу похвалить Евгения Миронова. Сразу видно человека, который прошёл советскую актёрскую школу и снимался с самого детства. Он весьма точно попадает в роль и хорошо передаёт эмоции: выдавая нужный градус в зависимости от творящегося на экране.

Другое дело, что Хотиненко явно пытался изобразить Ленина блёклым, из-за чего отыгрываемый Мироновым персонаж получился... ну, проходной главный герой из проходного фильма на якобы историческую тему. Тысячи их. А ведь Миронов мог выдать настоящий шедевр при наличии качественного сценарного материала.

Типичная замученная Россия
Типичная замученная Россия

Хтонический ужас

Показывая реальные исторические моменты, Хотиненко делает на них такой акцент, что Россия превращается в формальный Мордор. То есть, буквально ни об одном из персонажей нельзя сказать ничего хорошего:

  • Ленин – бабник и эгоцентрик;
  • Парвус – убогая истеричка;
  • царская охранка – сволочи;
  • народ – банальное быдло;
  • революционеры – твари и т. п.

Для меня настоящим откровением стало появление Инессы Арманд и Надежды Крупской, которые чуть ли не единственные оставались островками человечности. Не в смысле гуманного отношения к окружающим, а в том, что единственные были похожи на людей, которых не хочется послать подальше.

А знаете, почему? Потому что Надежда Крупская не только прощает некоторые закидоны Ленина, но продолжает искренне о нём заботиться. Даже несмотря на собственное нездоровье и, возможно, частичную ревность, проявляющуюся из-за участившихся встреч Ильича с Арманд.

С другой стороны, даже восхищённая Лениным Инесса Арманд, наблюдая за действиями Надежды Константиновны, внезапно проявляет человеческое участие. Обратите внимание: не свойственное другим персонажам картины. Что ещё больше возносит её над творящимся адом.

Чад революционного кутежа
Чад революционного кутежа

Философская бездна

Хотиненко явно (и уже не в первый раз) пытался сказать нечто философское на тему «Ах, какую страну потеряли!» – и заодно заклеймить социалистическую революцию. Но, простите, это полнейшая нелепица. Особенно в той форме, какую предпочитает использовать режиссёр.

Предпосылок для любой революции – масса, а если говорить про одну конкретную, абсолютно непонятно, зачем было акцентировать внимание непосредственно на Ленине. Буквально в рамках исторических реалий:

  • затянувшаяся война вытягивала силы и деньги из российского народа;
  • протестные настроения нарастали в низах и в среде аристократии;
  • промышленная революция создавала экономическое неравенство;
  • родня императорской семьи жаждала перемен (привет Временному правительству);
  • различного рода шпионские игры между странами;
  • такая себе личность императора и т. д.

Я к тому, что посыл истории – ложный от начала и до конца. Потому что не было никакого «большевики свергли царя», поскольку от власти его отстранила аристократия. Что в российской историографии именуется буржуазной/февральской революцией. А уже этих переворотчиков свергла ленинская революция.

Однако! Если смотреть фильм Хотиненко, создаётся стандартное для риторики девяностых впечатление: а вот немцы дали денег, тут-то перевороты и посыпались! Тут-то Ленин и повыпускал маргиналов, которые начали резать всех налево и направо! Извините, но было не так: об этом написано в учебниках, достаточно посмотреть на даты.

Как Хотиненко видит Октябрьскую революцию
Как Хотиненко видит Октябрьскую революцию

И вот тут лично у меня возникает когнитивный диссонанс.

Видите ли, Хотиненко очень много и подробно философствовал над сутью революционных настроений. Смещая акценты в удобную для себя и при этом – в абсолютно не историчную сторону. А ведь в картине были весьма и весьма интересные наработки.

Например, сакраментальное общество дадаистов. Вольных художников, которые занимались откровенной чушью и третировали местное население своими выходками. Но именно в сценках с представителями этого общества режиссёру лучше всего удалось передать чаяния народа, наложенные на хаотичную суть бытия. Которые регулярно выливаются в разного рода протестные настроения и по сей день.

Громкий ужас

От меня «Ленин. Неизбежность» (2019) получает 4 балла из 10 на «Кинопоиске». Поскольку картина является откровенным убожеством:

  • с точки зрения актёрской игры;
  • с точки зрения сюжетных линий;
  • с точки зрения соответствия истории.

А вот картинка – изумительная. Ракурсы подбирались удачные, игра света и тени, цветовая гамма. Каждый элемент подчёркивал творящееся в конкретной сцене безумие. Проблема в том, что безумие творилось не по задумке автора, а из-за его ангажированности.

Смотреть это убожество рекомендую только учащимся вузов, связанных с производством кино. Техническая часть – на высоте. Также фильм может понравиться людям, заряженным на антикоммунистическую риторику и с восторгом рассуждающим о величии Российской Империи и/или монархизма.

Что касается остальных... Знаете, из фильмов того же Хотиненко про ужасы России можно глянуть «Мусульманина» (1995) – последнюю более-менее хорошую авторскую работу.

#ленин. неизбежность #2019 год #владимир хотиненко #кино #обзор