("Солт", Salt, 2010, США)
Действительно, вот так сразу и не скажешь, что свежий надрывно-эмоциональный триллер "Гонка со временем" и хладнокровно-шпионский боевик "Солт" снимал один и тот же человек - Филипп Нойс.
Однако так оно и есть.
Трудно сказать, что происходит сегодня с Нойсом, чьи "Игры патриотов" и "Прямая и явная угроза" до сих пор считаются лучшими экранизациями книг Тома Клэнси, а "Власть страха" и "Слепая ярость" стали классикой своих жанров. Вероятно, всему виной банальная стариковская сентиментальность, ведь дедушке в нынешнем году стукнет уже 72.
Но, как бы то ни было, 12 лет назад такого за Филиппом еще не наблюдалось, пусть даже кое-какие странноватые "ласточки" в его творчестве уже чирикали.
Само собой, что Анжелка Джоли такой "ласточкой" не являлась - она уже играла у Нойса во "Власти страха". Так же как играла она воинствующих крутышек, правда, у других режиссеров: дилогия "Лара Крофт", "Мистер и миссис Смит", "Особо опасен".
Главным малоприятным сюрпризом в "Солт" стало не очередное перевоплощение Джоли в борн-вумен, а невероятно высокий для картин Нойса, процент "клюквы".
Соленая клюква, да - ну просто объедение.
Нет, серьезно; кабы фильм был обычным дуракавалянием вроде "РЭДа", эта история про "дорогих товарисчей из Кей-Джи-Би" в шапках-ушанках и с водкой смотрелись бы забавно и улыбательно. Особенно, когда они целуют своему шефу перстень, где в качестве печатки - орден Отечественной войны; очень драматично, очень "по-взрослому".
Или как вам гениальная кагэбэшная многоходовочка: разрешать американцам усыновлять русских детишек-сирот? Но не простых. Каждый из них, несмотря на свой малый возраст, уже выпускник шпионской школы, и на своей новой родине в Штатах становится законсервированным до поры до времени агентом.
Идеальные шпионы, слов нет. Одно настораживает: как бы они ненароком не выдали ЦРУ свои секреты за жвачку, "пироженку" или велосипед. Или под угрозой ремня - для особо стойких "мальчишей-кибальчишей".
Начинается же эта шпиониада (не считая пролога) с того, что душечка-агент ЦРУ Эвелин Солт (Джоли) и ее коллеги допрашивают у себя в штаб-квартире русского перебежчика Орлова. Который как бы между прочим возьми да ляпни:
- А вы в курсе, что скоро во время визита в Америку российского президента Матвеева внедренная к вам русская шпионка его того... ну это... Короче, назад живым он уже не улетит.
- Кто она такая? Как ее зовут? - тотчас возбудились цэрэушники.
- А зовут ее, прикиньте, Эвелин Солт, - охотно признался Орлов.
...И как-то после этих его слов Эвелин Солт стало жутко неловко смотреть коллегам в их вытаращенные глаза. И даже беспроигрышный, казалось бы, аргумент "Э, мамой клянусь - невиноватая я!" почему-то не срабатывал. Всё равно на нее угрюмо таращились, а кое-кто уже как бы невзначай наручниками в сторонке поигрывал. А тут вдобавок Орлов задал деру и скрылся - ну всё не слава Богу!
Короче говоря, пришлось Солт хватать косметичку, манатки и тоже рвать когти, сколь бы подозрительно это ни выглядело.
А дальше, если вы смотрели "Идентификацию Борна", то имеете представление, каким зигзагом помчится галопом этот сюжет. Разве что, вместо амнезии главгероя, в "Солт" пульсирует другая интрига: является Эвелин или нет той самой "Nataщa из КGБ". А если да, то исполнит ли она свой долг перед КПСС или всё-таки образумится и вспомнит, что на дворе уже 2010-е, и что ее удостоверение советской пионерки-шпионки давно недействительно?
Второй недостаток "Солт" после клюквенного сюжета - бойцуха из Анджелины Джоли вышла так себе. Неспортивная, одним словом. И бегает, и скачет, и лягается она по-девчачьи медлительно и "в раскачку" - практически "на отвали". Что в экшен-балаганах типа вышеназванных "Лары Крофт" и других еще не так заметно, но для роли настоящей борн-вумен Джоли, увы, недостает резкости и пластичности.
И пускай в "Солт" ее неуклюжесть отчасти сглажена грамотным монтажом и операторской работой, все равно, игра с Джоли в поддавки в рукопашных сценах бросается в глаза и это диссонирует с серьезным настроем фильма.
***
В общем, боевик-середняк по большей части для поклонников Анджелины, а не для любителей современных боевиков. Ибо здесь лица вторых наверняка скуксятся и от переизбытка клюквы, и от неважной физподготовки главгероини, чьи неловкие тычки и пинки, однако, сшибают с ног дюжих мужиков.
Тем не менее в прокате кино не провалилось (хотя и прибыль собрало по минимуму) и вроде бы еще гуляют слухи о вероятном сиквеле. Что в эпоху онлайн-киноиндустрии вполне себе осуществимо. Учитывая, что Джоли до сих пор снимается в экшен-ролях, а фильмы про крутых девчонок из всяких "нетфликсов" и "амазонов" сыплются в последние пару лет, как конфеты из лопнувшей пиньяты.