("Особо опасен", Wanted, 2008, США)
Жаль, конечно, что после эпического провала своего 100-миллионно-долларового "Бен Гура" Тимур Бекмамбетов был изгнан из высшей режиссерской лиги Голливуда. Всё-таки, как ни крути, но делать современное драйвово-стильное кино он умеет. И особенно - дистиллированные акробатические боевики в духе Джона Ву, с чего, собственно, Тимур Нуруахитович и начинал когда-то свою американскую карьеру.
Странно, что "Особо опасен" так и не дождался сиквела. В отличие от последующих "Президента Линкольна: Охотника на вампиров" и "Бен Гура", заокеанский дебют Бекмамбетова отбился в мировых кинотеатрах почти пятикратно. Да и на видео, надо думать, продавался неплохо. Вспомнить хотя бы его официальное российское издание на DVD с бонусным мини-комиксом в придачу - мелочь, а приятно.
Комикс тот, ясен блин, в упаковку с диском не подбросили диверсанты из Марвел, а положили чин по чину маркетологи фильма, ведь он был снят на основе одноименных книжек в картинках издательства Image Comics. Которое решило таким вот образом прорекламировать себя, любимое, и свой продукт. Хотя, разумеется, сама картина стала для него куда более яркой рекламой, чего уж там. Даром что ее персонажи, в отличие от нарисованных на бумаге, носили не понтовые супергеройские костюмчики в обтяжку, а обычное цивильное шмотьё, избегая паразитных ассоциаций со всякими Человекопауками и прочими людомутантами.
И правильно. Благодаря этому "Особо опасен" смотрится, как замечательная дань боевикам 80-90-х, а не потугами бежать в хвосте марвеловской электрички.
Тем не менее начало у этой истории типично комиксовое, про классического мальчика-неудачника.
После затравочной сцены, где странные мужики воюют на крышах города странным огнестрельным оружием, нас знакомят с простым офисным клерком Уэсли (Д. МакЭвой), говорящим в русском дубляже хрипловатым голосом Саши Белого (С. Безруков). Только по характеру Уэсли далеко не Белый и "савсэм нэ гарячый", а затюканный робкий мямля. Чем все вокруг постоянно и пользуются. Тиранша-начальница высасывает из него все соки и орет на него чисто ради кайфа, а его подружка изменяет ему с его лучшим другом и коллегой по офису Барри. Ну или как - "другом". Это наивный Уэсли всё ещё считает его таковым, а сам Барри относится к нему, как к тряпке. Той, которой можно раз за разом вытирать грязь, и которая за это тебе слова поперек не скажет.
Впрочем, существовать в режиме тряпки Уэсли будет недолго. Ровно до того момента, когда однажды в супермаркете к нему "подкатит" волоокая красотка-незнакомка (А. Джоли). Только задушевная беседа у них не склеилась. Потому что следом за Фокс, - так ее звали, - с Уэсли решил познакомиться еще какой-то хмурый мужик. Правда, нужных слов он почему-то не нашел и вместо этого решил... устроить с Фокс перестрелку. После чего, нанеся местной "Пятерочке" нехилый ущерб, эта пиф-пафосная разборка выплеснулась на улицы города. В виде шизофренической автопогони, где Фокс и Уэсли пришлось лихачески удирать, а злыдню - настырно их преследовать. Естественно, с шумом, гамом, дрифтом и автопобоищем.
Короче говоря, наорался Уэсли от страха голосом Саши Белого аж до умопомрачения. А когда вновь посветлел умом, то обнаружил, что находится в гостях у очень странных друзей Фокс. Которые вместо того, чтобы побухать с ним за знакомство, дали парню пистолет и велели... отстреливать крылья мухам. С чем ошарашенный от таких приколов Уэсли, к своему еще большему удивлению, блестяще справился. За что получил в награду пригоршню бескрылых мух и оху... офигительную историю. Про то, как его папка, коего он отродясь не знал, был, оказывается, до вчерашнего дня киллером №1 в мире. А вчера стал заурядным мертвецом, - благодаря новому киллеру №1, сместившего метким ввыстрелом папку с этой козырной должности. И вот теперь киллерское братство так называемых Ткачей положило глаз на наследника покойного гения - Уэсли, - полагая, что у него тоже есть нужные таланты, только и ждущие, когда их пробудят.
Само собой, пробудят, а как же иначе?
И, конечно, это станет далеко не последним секретом, что раскроет Уэсли в ходе своей болезненной трансформации из скромного клерка в наглого душегуба-мокрушника. Впрочем, страдать и исцеляться с помощью оздоровительных ванн, водки и бесед с Константином Хабенским - натуральным, во плоти, а не только голосом, - здесь будет один Уэсли. А мы, зрители, глядя на него, будем исключительно радоваться. Потому что снято всё это экшен-хулиганство по-бекмамбетовски круто и зрелищно, пусть даже большая часть местных трюков игнорирует законы физики и здравого смысла. Хотя, с другой стороны, а чего вы ждали от режиссера, некогда катавшего покойную Жанну Фриске на Mazda RX-8 по вогнутой стене московской гостиницы "Космос"?
***
В общем, досадно, что, при всех своих бесспорных талантах стать вторым Майклом Бэем Тимур Бекмамбетов так и не сумел. Хотя даже спустя 15 лет "Особо опасен" выглядит настолько крепко, стремительно и стильно, что запросто покажет кузькину мать большинству современных боевиков в этой же ценовой категории (75 млн. $). Разве что порой истерически орущий в российском дубляже Безруков заставит ваши уши обуглиться и свернуться в трубочку, но что поделать? Должны же у порядочного боевика быть хоть какие-то выпуклые недостатки, а найти другие, столь же раздражающие, у "Особо опасен" как-то не удается.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):