Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Россия все еще может купить Европу за баррель нефти

ЕС не может санкционировать крайне необходимые поставки российской нефти. ЕС полагается на Россию, примерно, на треть своей нефти, и получить ее из других стран далеко не просто.

Нефть и война были неразрывно связаны десятилетиями, и Украина не исключение. А поскольку Запад стремится оказать еще большее экономическое давление на Владимира Путина, США объявили о запрете на импорт российской нефти. Правительство Великобритании заявило, что оно тоже будет стремиться к аналогичной позиции. И хотя ЕС может также захотеть пойти по этому пути, ей будет труднее бойкотировать российскую нефть, так как у нее нет альтернативного поставщика.

США и Великобритания, например, в последнее время импортируют из России лишь около 8% потребляемой ими нефти. Для Германии этот показатель составляет 35%. Для Польши это 85%, а для Венгрии 90%. В целом, в то время как ЕС еще больше зависит от России в плане природного газа, блок по-прежнему зависит от нее примерно на треть необходимой ему нефти. И получить его из других мест далеко не может. Отчасти это связано с тем, что все масла разные, и нефтеперерабатывающие заводы полагаются на определенные сорта нефти, чтобы производить продукты, в которых нуждаются их клиенты. Не все НПЗ Европы смогут достаточно быстро переключиться на переработку альтернативных поставок.

Это гораздо меньшая проблема для США, которые, как крупнейший производитель нефти в мире, могут позволить себе меньше зависеть от иностранного импорта. Остальному миру не так повезло. Действительно, большая часть экономической мощи России связана с тем, что она является третьим по величине производителем нефти и крупнейшим в мире экспортером. Он составляет 11,3 млн. баррелей в сутки, из которых 7,1 млн. идет на экспорт, в том числе 1,6 млн. крупнейшему потребителю - Китаю.

Высокие требования. Итак, какие страны могли бы поддержать более широкий бойкот российской нефти? Из общих мировых запасов самые большие месторождения контролируются несколькими странами, включая Венесуэлу (17,5%), Саудовскую Аравию (17,2%) и Иран (9,1%). Все они являются членами Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которая заявила, что не планирует наращивать добычу. (Россия входит в расширенную группу под названием «ОПЕК+»). И даже если бы они это сделали, некоторые аналитики подозревают, что свободные мощности ОПЕК - дополнительная добыча, которую можно быстро вывести на рынок - не превышают примерно 3,2 миллиона баррелей в день.

Тем не менее, правительство США предпринимало дипломатические шаги по направлению к Венесуэле и Ирану с целью нормализации отношений и обеспечения дополнительных поставок нефти на международные рынки. Но хотя запасы нефти Венесуэлы обширны, ее производственные мощности с годами сократились. В краткосрочной перспективе ожидается лишь относительно небольшой объем предложения (до 0,6 млн. баррелей в сутки).

Что касается Ирана, некоторые надеются, что продолжающиеся ядерные переговоры в Вене могут дать стране стимул для увеличения производства. Тем не менее, любое окончательное соглашение потребует согласия со стороны России, поскольку она остается стороной этих деликатных переговоров. В других регионах и независимо от позиции ОПЕК поставщики не в состоянии легко заменить российские поставки. Несмотря на нынешние высокие цены, Covid сильно ударил по отрасли: почти два тревожных года снижения спроса, снижения цен и сокращения инвестиций.

Теперь, когда пандемические ограничения отступают во всем мире, спрос снова начал расти, что привело к росту цен и дало возможность компенсировать потерянный доход. Любая свободная мощность, которая становится доступной, скорее всего, будет быстро схвачена, особенно государствами в самом энергоемком регионе мира, Юго-Восточной Азии. Таким образом, в краткосрочной перспективе, несмотря на желание причинить Путину экономическую боль, многие европейские страны сочтут практически невозможным не полагаться на него в вопросах поставок нефти. В дальнейшем они, несомненно, будут искать способы уменьшить зависимость и объемы закупаемой ими российской нефти, а в долгосрочной перспективе переход к ядерной и возобновляемой энергетике, вероятно, будет ускорен.

Но на данный момент высокая цена на нефть, вызванная сочетанием современной геополитической напряженности и старомодного спроса и предложения, означает огромные доходы для России и надежный источник дохода для ее военного сундука.

Славомир РАШЕВСКИЙ, преподаватель Школы бизнеса и права Королевских доков Университета Восточного Лондона. Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons.