Либералы к Иосифу Виссарионовичу такую неприязнь испытывают – прямо кушать не могут! В перечне их претензий к «отцу народов», помимо всего прочего, то, что они называют «закрепощением колхозного крестьянства». Дескать, Сталин был крепостник похуже Екатерины Второй. Разберемся?
Начать нужно с того, что царское крепостное право оформилось за несколько столетий – от Судебника Ивана III (1497 год), введшего знаменитый Юрьев день, до «Свода законов о состоянии людей в государстве» Николая I (1833 год), окончательно оформившего закабаление крестьян и превратившего последних в личную собственность дворянского сословия. И положение крепостных при первых Романовых и при Екатерине Великой сильно отличалось, как де-юре, так и де-факто. Но ненавистников Сталина это не сильно беспокоит. Они люди не шибко образованные, им даже разница между колхозным крестьянством и рабочими государственных сельхозпредприятий (совхозов) неизвестна.
Поэтому с этого и начнем – выведем совхозы из нашего анализа. По той простой причине, что рабочие совхозов по своему правовому положению полностью приравнивались к промышленному рабочему классу. Все блага, положенные трудящимся города – фиксированная месячная зарплата в денежной форме, оплачиваемые отпуска и пресловутые паспорта – без разговоров распространялись и на рабочих совхозов. А это даже в 30-ые гг. было около 20-25% сельского населения. После реформ Хрущева доля совхозов еще увеличилась.
Значит, речь примерно о трех четвертых крестьянского населения СССР. Вот их-то либералы и пытаются сравнивать с крепостными в Российской Империи. Что, давайте сравнивать:
Личная свобода
Благодаря жалованным грамотам «матушки Екатерины» крестьяне стали «прикрепляться» не к земле в качестве «говорящего орудия», как раньше, а к владельцу земли, чаще всего дворянину, в качестве личной собственности (кстати, на этой юридической «загогулине» выстроен сюжет гоголевских «Мертвых душ»).
Разумеется, ничего подобного в сталинских колхозах не происходило. Если кто-то из либералов сможет указать, собственностью кого именно (Берии? председателя колхоза? или лично Сталина?) являлись миллионы советских колхозников, буду весьма признателен.
Право на личное имущество
Хочется спросить у наших оппонентов, знаком ли им термин «месячина». Это – крайняя форма изъятия имущества, включая наделы и личное хозяйство, у крепостных в пользу барина. Взамен крепостному полагалось известное минимальное содержание в натуральной форме. По сути, положение крепостных XVIII-XIX вв. мало чем отличалось от положения современных им невольников на плантациях американского Юга.
Напротив, колхозники СССР имели право на собственный дом, подворье, приусадебное хозяйство. Перегибы в обобществлении имущества крестьян при вступлении в колхозы, имевшие место на заре колхозной эры, были прекращены личным вмешательством Сталина (его статья 1930 года «Головокружение от успехов»).
Заметим в скобках, что максимальная степень обобществления имущества при ведении коллективного социалистического хозяйства была достигнута вовсе не в СССР, а в тогда еще подмандатной Палестине, в кибуцах. Там идеалисты-коммунисты доходили до общности женщин и детей, не говоря о запрете на личное имущество.
«Ну, а как же с паспортами-то?», - торжествующе вскричит либерал. «Ведь не выдавали их колхозникам, чтобы не разбежались?» И снова поздравляю вас, господа, соврамши. Во-1)ых, кампания по паспортизации населения СССР растянулась на десятилетия, и, совершенно естественно, что часть жителей страны получила вожделенные документы раньше, а часть позже. Во-2)ых, если все сто с лишним миллионов колхозников были закрепощены на земле, то кто же тогда: работал на стройках пятилеток, служил в Красной Армии, учился в вузах и ФЗУ? Неужели это все зэки ГУЛАГа?
Да откройте, наконец, биографию любого сталинского генерала или маршала! За исключением нескольких «бывших» из дворян – все сплошь крестьянские дети. Как же они из колхозов смогли на воинскую службу-то убежать?
А вот в Российской Империи прикрепление крепостных к барину было абсолютным, начиная с 1592 года (отмена Юрьева дня), и ни о каком «праве на релокацию», говоря современным языком, у тогдашних крестьян не могло быть и речи. Немногие исключения – «отходники», например, а также крепостные художники и актеры, пользовавшиеся известной свободой передвижения благодаря доброте барина, только подтверждают общее правило.
Сравнивать крепостное право и колхозы в таких категориях, как право на телесные наказания, право на торговлю людьми, неприкосновенность женщины и т.п. и вовсе нелепо. Кстати, торговля людьми продолжалась в царской России до февраля 1861 года. Шах и мат, либералы.