По информации Росстата, за неделю с 26 февраля по 4 марта из непродовольственных товаров больше всего подорожали новые легковые отечественные автомобили (на 17,1%) и новые иномарки (на 15,2%). На рынке начинается дефицит запчастей для ремонта, и, как следствие, они тоже растут в цене. Расходы же на ремонт — один из главных факторов, влияющих на стоимость автострахования.
Как следствие – полисы тоже подорожают.
Стоимость полисов пока не меняется
Как заверили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), пока стоимость ОСАГО остается неизменной и, скорее всего, сохранится на этом уровне еще несколько месяцев. Так что имеет смысл продлить полис заранее (это можно сделать за 60 дней до завершения срока его действия), не дожидаясь, пока он подорожает.
Хотя ситуация для самих страховщиков не очень приятная: продают ОСАГО они исходя из старой стоимости ремонта, а ремонтировать нужно по новой.
По словам президента ВСС и РСА Игоря Юргенса, помимо того, как будет определяться ситуация со стоимостью запчастей, потребуется расширение тарифного коридора ОСАГО. Для этого были внесены законодательные коррективы и Банк России получил полномочия менять тарифы чаще чем раз в год, как это было ранее.
Цены на запчасти новые, а компенсация расходов на ремонт старая
Для автовладельцев, которые компенсацию после ДТП предпочитают получать деньгами (а таких немного), сейчас ситуация не слишком приятная. Размеры денежной выплаты по ОСАГО, для расчета которых страховщики используют справочники запчастей и ремонтных работ, останутся на прежнем уровне.
Обновленная версия справочников вступит в силу 19 марта и будет актуальной в течение трех месяцев. Но она не учитывает нынешний рост цен на запчасти. То есть в ближайшие три месяца, несмотря на рост стоимости ремонта, ждать увеличения размера страховых выплат не приходится.
Автомобилисты оказываются перед непростым выбором: ждать ремонта от страховой компании, который из-за дефицита запчастей может затянуться, или получить выплату деньгами сразу. Но из-за того, что справочники обновляют раз в квартал, выплата может и не соответствовать реальной стоимости ремонта.
"Оригинальные" запчасти при ремонте заменят на "качественные"
В следующей версии справочников запчастей и ремонта расчет будет проводиться иначе, исходя не из цен на импортные оригинальные детали, которые стоят дороже из-за известной марки и сейчас в дефиците, а из их аналогов. Например, более дешевых деталей менее известных производителей из России и Китая. Для этого Банк России должен внести изменения в утвержденную в прошлом году методику подготовки справочников, заменив понятие «оригинальные детали» для ремонта на «качественные».
Сейчас в России главным критерием определения качества запчастей является цена — она должна быть не меньше 30% стоимости оригинальной запчасти. Например, если оригинал стоит 10 тыс. рублей, то все запчасти дешевле 3 тыс. рублей — некачественные. Но поскольку теперь нет оригинальных деталей, не известно, от чего отсчитывать 30% стоимости.
Полисы возвращаются на бумагу
Цифровые полисы по-прежнему остаются самым удобным способом оформления, однако ускоренная цифровизация продаж и урегулирования убытков, характерная для периода пандемии, теперь может затормозиться из-за санкций. «В пандемию мы стояли за то, чтобы часть полисов осталась на бумаге, — говорит Евгений Уфимцев. — И это оказалось правильно. Сейчас цифровые продажи работают, но если будут какие-то сбои с оформлением в электронном виде, есть возможность оформить бумажный полис. У страховщиков большие запасы бланков для этого».
Аналогично работают параллельно как электронное урегулирование страховых случаев, так и возможность оформить страховой случай на бумаге.
Узнавать КБМ придется в Банке России
Еще одна новость: автовладельцам по всем спорным ситуациям, например если обнулился КБМ, скоро нужно будет обращаться в Банк России, а не в РСА, как было ранее. Страховщики передают регулятору свою автоматизированную систему АИС ОСАГО. Эта инициатива принадлежит Банку России и обсуждалась еще с середины прошлого года. «В связи с состоянием дел на IT-рынке сейчас мы, естественно, согласились, что АИС ОСАГО берет на себя Банк России, — говорит Игорь Юргенс. — Поддержание ее работы в том виде, в котором хочет ее видеть регулятор, в настоящее время нашими силами и за наши средства практически нереально».
Информацию о КБМ и страхователе в Банке России будут получать не только автовладельцы, но и страховые компании. Можно, конечно, как раньше, оставить свою жалобу и на сайте РСА, но чтобы ответить на нее, потребуется время на запрос сведений у Банка России.