Найти тему

Оценка и вознаграждение проектных команд как элемент ценностного предложения работодателя

Авторы:

Екатерина Пужанова, директор по инжинирингу АО ПМСОФТ, директор по развитию Университета управления проектами

Светлана Сидоркина, к.э.н.

В структуре ценностного предложения проектных организаций-работодателей (employment value proposition, EVP) немаловажную роль играет проектная мотивация. Специфика проектной деятельности накладывает особый отпечаток на подходы к оценке результативности и вознаграждению проектных команд. Особенно остро эти вопросы стоят перед проектными институтами, инжиниринговыми компаниями, EPC-подрядчиками и рядом других организаций, которые реализуют масштабные проекты капитального строительства в течение нескольких, а иногда и более 10 лет. В условиях неопределенности внешней среды, наличия существенных проектных рисков, чрезвычайной сложности точной оценки затрат по проектам и установления KPIs таких проектов разработка справедливых и адекватных задачам бизнеса критериев вознаграждения проектных команд становится весьма нетривиальной задачей.

Практика проектного премирования

В существующей практике проектного премирования мы видим пять основных подходов к оценке результативности и премированию команд

5 подходов к премированию
5 подходов к премированию

1. Премирование на усмотрение руководителя.

Премирование производится по решению руководителя, как правило, по завершении проекта. Размер премии, критерии оценки результатов работы команды, принципы распределения премиального фонда, а, зачастую, и сама возможность премирования неизвестны команде заранее. Премия является поощряющей, но не стимулирующей.

2. Премирование по итогам проекта.

В этом случае заранее оговариваются ожидаемые результаты проекта и размер премии, который выплачивается команде в случае их достижения.

3. Проектное премирование, привязанное по времени к регулярному (квартальному, годовому).

Применяется, когда проектная деятельность ведется наряду с функциональной. В этом случае по итогам отчетного периода оцениваются как функциональные, так и проектные ключевые показатели эффективности и в зависимости от степени их достижения определяется размер премии конкретного сотрудника.

4. Премирование по вехам проекта.

Премия выплачивается по достижении командой ключевых этапов (вех) проекта. В капитальном строительстве такими вехами могут быть: завершение проектно-изыскательских работ, завершение разработки рабочей документации и др. Вехи могут не совпадать с календарными периодами (месяц, квартал, год).

5. Премирование по контрольным точкам проекта.

Контрольные точки могут устанавливаться по значимым событиям в проекте, наступление которых важно или обязательно для дальнейшей реализации проекта. Например, завершение какого-либо обследования, получение важного разрешительного документа и т.п. В ходе планирования проекта определяются участники проекта, ответственные за достижение той или иной контрольной точки. Как правило, на них и распространяется соответствующее премирование.

Плюсы и минусы различных подходов к проектному премированию приведем в таблице 1.

-2

Недавно HR-PM-клуб для проектно-ориентированных компаний © организовал заседание, темой которого стали вопросы оценки результативности и премирования проектных команд. Среди участников мероприятия был проведен интерактивный опрос на тему подходов к премированию проектных команд, применяемых в их организациях, и основных проблем, связанных с этим.

Основные результаты опроса следующие:

1. 44% участников отметили, что в их компаниях формализованные цели имеют до 25% сотрудников. Как правило, к ним относятся руководители высшего и среднего звена. Только в 25% компаний формализованные цели имеют большинство сотрудников (до 100%).

-3

2. В подавляющем большинстве компаний (92%) система премирования привязана к проектным целям.

-4

3. Наиболее распространенной практикой проектного премирования является премирование по вехам проекта, ее используют 45% проектных компаний.

-5

4. Большинство опрошенных (63%) указали, что для премирования используются командные показатели. Индивидуальные показатели, позволяющие учесть вклад каждой проектной роли, применяют только 25% организаций.

-6

5. Наконец, около половины (53%) опрошенных запрашивают обратную связь от заказчиков по результативности проектной команды, треть же (32%) - не запрашивают.

-7

Между тем, качество взаимодействия – как внутри команды, так и проектной команды и заказчика проекта – приобретает все больший вес среди факторов успеха проекта. Изменяется само понятие результата проекта: это не просто хорошо сделанная работа, а работа, удовлетворяющая клиента. В том числе поэтому гибкие методологии проектной работы, подразумевающие постоянную обратную связь с клиентом в ходе реализации проекта, стремительно набирают популярность. Проектные компании начинают включать показатель оценки заказчиком качества взаимодействия в ходе проекта в систему показателей премирования проектных команд.

Пишите в комментариях, если у вас (вашей компании) в этом есть насущная потребность. Запланируем общение онлайн или другим возможным способом.

Совместно найдем оптимальное решение, поделимся актуальными практиками/ кейсами и поддержим в текущей ситуации.

Больше информации на http://www.pmuniversity.ru/

#pmsoft #университет #импортозамещение  #управлениепроектами #обучение #цифроваяплатформа #тренинг #коучинг #сертификация #профессиональноеобразование