Найти тему
KOTLOVAN

Рецензия на роман Фредрика Бакмана "Тревожные люди"

Оглавление

Фредрик Бакман / Тревожные люди. М.: Синдбад, 2020. Перевод Ксении Коваленко
Фредрик Бакман / Тревожные люди. М.: Синдбад, 2020. Перевод Ксении Коваленко

Если открыть списки самых продаваемых книг за последний год, то обязательно натолкнетесь на «Тревожных людей».

Никуда от них не деться. Приходишь в книжный, а на стенде бестселлеров несменяемая тройка: Лабковский, пытающийся с черно-белой фотографии заглянуть в наши израненные души, «НИ СЫ» и «Тревожные люди». Странная компания, если вдуматься. После первых двух книг все тревоги должны развеяться. В общем я не утерпел и решил разобраться, что такого «тревожного» для читательского вкуса пишет Фредрик Бакман.

Сюжет

После неудачного ограбления банка, в попытке скрыться от полиции, горе-грабитель прячется в квартире, где собралась разношерстная компания покупателей. Вскоре неумелый налетчик уже не рад, что оказался заперт с этими странными людьми. Они выкладывают друг другу подноготную своей жизни и совсем не переживают из-за статуса заложников. Когда же полиция врываются в квартиру, их ждет странное обстоятельство — преступник исчез.

О книге

О романе сложилось странное впечатление. Я бы разделил его на две части: читательское и профессиональное. Под вторым подразумеваю сферу маркетинга, которым занимаюсь много лет. Но пойдем по порядку.

Как читателю мне книга не понравилась. Случается крайне редко, но прочитав страниц 50 хотелось и вовсе бросить. Остановили меня сотни положительных отзывов, и я продолжил мучительно прорываться в попытке понять феномен массовой читательской любви.

Бакмана можно отдаленно сравнить с Довлатовым. Не спешите отписываться за такое кощунство, сейчас поясню в чем дело. Довлатова, кстати, я искренне люблю, в Таллине даже специально ходил к дому, где он жил. Схожесть в том, что оба автора используют прием, который мы назовем «ситуативность жизни».

Маленькие, зачастую бытовые ситуации, где сквозь строки просвечивает большое человеческое горе или, что реже, радость.

Но если Довлатов обладает чувством языка, горьким юмором и безнадежным цинизмом павшего интеллигента, то Бакман из всего набора берет лишь желание угодить всем и каждому. Поэтому на деле попытка вывести «маленького шведского человека» оборачивается цитатником банальных истин достойных снова вошедшего в моду VK.

Проблески правда случаются. Иногда автор очень точно улавливает магию «кухонной» философии. Такого разговора по душам, где в заурядном человеке вдруг проявляется дремлющий Сенека с принципами стоицизма в подкорке.

Здесь роман резко приобретает и нужную тонкость, и глубину, и теплоту. Но потом автор вспоминает, что надо пошутить, вдруг читатель заскучал от парочки действительно хороших мыслей, и вновь сыплет остротами, которые оглупляют вот-вот очнувшегося героя. Жаль.

Как маркетолог я признаю заслугу Фредрика Бакмана в построении структуры романа. Короткие главы с обязательных клиффхэнгером в конце. Диалоги на манер пьесы, с прописанным именем каждого говорящего. Четкая мораль. Характерная стереотипность персонажей… Читая роман, возникает ощущение, что листаешь длинный пост в Facebook, а диалоги напоминают переписку в мессенджере.

Бакман, знающий свою аудиторию, четко осознает какой месседж им необходим и в каком формате. Рядовой читатель не только чувствует, но и видит простоту текста. Визуально роман привлекает как дизайном, так и объемом.

Если «Тревожных людей» скомпоновать без отступов в полстраницы на каждой главе, то книга сократилась бы на треть. А так получилось не слишком тонко, книгу все-таки читаем, а не брошюрку листаем, но и не слишком толсто.

Роман можно спокойно читать на обеде, в метро, разрываясь между закипающей кастрюлей на плите и плачущим ребенком в комнате. Есть в книге своеобразный терапевтический эффект. Ее сумбур уравновешивает хаос жизни читателя, а минутка спокойствия ныне дорого обходится.

Итого

Книга на 5 баллов из 10. Но за редкие трогательные отрывки душевных бесед накинем еще 0.5, и столько же за четкое понимание автором своей обширной аудитории и умение упрощать любую форму текста. В конечном итоге люди его и правда любят.

🏅Оценка 6