В этой статье я хочу поговорить о виниловых пленках(далее ПВХ) для авто. Об особенностях полиуретановой пленки я писал в предыдущей статье, как не сложно догадаться по ПВХ тоже накопилось определенное количество вопросов. Я постараюсь ответить на некоторые из них, попутно объясняя тонкости и нюансы. Возможно это поможет сделать правильный выбор и избавит от ненужных вопросов.
Винил и полиуретан в чем отличие?
На рынке существует два основных вида пленок , это полиуретан (ППФ) и винил(ПВХ), есть еще гибрид , что-то среднее по свойствам но он менее популярен. Пленки отличаются физическими свойствами и вариантами применения . ППФ похож по свойствам грубо говоря на «резину» имеет высокую эластичность ,прочность, толщину в районе 200 микрон , сохраняет свои свойства при низких температурах и обеспечивает неплохую защиту. Винил (ПВХ) наоборот имеет меньшую толщину( от 30-150 микрон в зависимости от типа) и по свойствам похож на пластик если при высоких температурах он ведет себя нормально , при минусе лопается и трескается как стекло . Особенность ПВХ заключается в том что у производителя, как правило, огромная палитра цветов, перламутровых оттенков, матовых, металликов, «хамелеонов», и т.д. Это позволяет удовлетворить самого искушенного потребителя. В то время как у полиуретановых пленок на рынке есть лишь прозрачный «мат», черный цвет и пару вариантов для тонировки фар, которые различаются процентом «светопропускаемости» и в свою очередь могут отличаться оттенком у разных производителей.
Важно понимать что полиуретан это в первую очередь защита. Не важно какой: матовый ,черный или для тонировки он имеет такие же свойства что и прозрачный. В то время как винил имеет декоративную функцию , хотя и может защитить от небольших повреждений.
Типы винила.
Стоит сказать , что винил в свою очередь делится на два основных типа по способу изготовления, это каландрированный и литой. Каландрированная пленка изготавливается путем «раскатывания» из за чего имеет склонность к усадке и плохую эластичность но при этом заметно дешевле . Пленку изготовленную таким способом используют в обычно в рекламе, это надписи эмблемы и прочее , то есть в основном на ровных поверхностях. Литая пленка как понятно из названия изготавливается путем "литья" , что придает нужную эластичность и практически полное отсутствие усадки, именно такая пленка и применяется для оклейки авто и она более дорогая.
При выборе пленки я не советую выбирать дешевый материал, это не значит что я призываю только ориентироваться на высокую цену , есть варианты и среднего ценового диапазона, но нужно понимать что дешевая пленка может и полугода не проходить , например авто под такси часто клеят недорогими видами пленок , из-за чего можно увидеть автомобили с облезлыми порогами и краями.
Варианты применения ПВХ
И так с типами пленок разобрались , теперь о вариантах применения ПВХ. А вариантов достаточно много , начиная от основных цветов , заканчивая частичной оклейкой или комбинацией из нескольких цветов , есть также различные текстурные виды под «карбон». Также виниловая пленка применяется с нанесенной на нее печатью , например это может быть камуфляж , просто рисунок или всем знакомые тестовые авто или автомобили с рекламой, но это уже немного другая тема привожу ее лишь как один из вариантов
матовый прозрачный ПВХ или матовый прозрачный ППФ
Отдельно наверное стоит сказать про прозрачную матовую пленку. Матовая ПВХ пленка в отличии от ППФ имеет ярко выраженное «зерно». ППФ в свою очередь по структуре похож на «сатин» и менее матовый скорее даже немного отдает в глянец, на мой вкус внешне очень проигрывает.
Тут важно помнить что винил хоть внешне и более «матовый» при этом это декорация и минимум защиты. Матовый полиуретан предоставит помимо декора еще и отличную защиту правда с отличной прибавкой к цене))
Особенности нанесения ПВХ и разбор авто при оклейке.
ПВХ пленка наносится с использованием фена и как правило на «сухую». Автомобиль полностью разбирается , пленка подворачивается максимально. В отличии от полиуретана за счет меньшей толщины пленка заворачивается практически везде. Полная оклейка подразумевает под собой лишь внешнюю часть корпуса . Очень редко бывает когда клиент желает оклеить и внутренние стойки , пороги и даже внутренние части дверей. Таких работ я видел две , одну я делал сам , другую просто видел)))Что касается оклейки внутренней части(стоек , порогов и тд) будьте готовы что мастер вас или будет отговаривать, либо оклеит эти части с разрезами и вставками. По себе знаю , что оклейка таких элементов означает, что клиент обязательно вернется и не раз). На многочисленных ребрах и углах никакая пленка одним куском держаться не будет.
Очень важно понять самое главное , что пленка это не краска и никогда как краска не ляжет! При оклейке , у ПВХ есть свои особенности. Пленка при установке на сложные детали испытывает напряжение и «пытается» вернутся в исходное состояние . Из-за чего мастеру приходится делать разрезы и «вставки». а некоторые детали могут быть сделаны из нескольких частей, это нормально и местами даже оправдано.
ПВХ или перекрас что скроет пленка а что нет?
Как я говорил ранее ПВХ это не краска и соответственно таких свойству нее нет. Если на автомобиле есть «жуки», «рыжики» ,сколы ,глубокие царапины , все это будет выглядеть в лучшем случае как мусор под пленкой. Хотя матовая или текстурная пленка может и скрыть некоторые дефекты , глянец напротив их может подчеркнуть. Несмотря на все это , оклейка вполне может «освежить» внешний вид , скрыть затертый лак и замаскировать большинство мелких недочетов.
Важно ! Если возник вопрос клеить или красить, при серьезных дефектах, ржавчине и прочем , стоить красить. Пленка не устранит а лишь замаскирует проблемы и скорее всего не до конца. Так же важно знать , нет пленки в «цвет» кузова, у каждого производителя своя палитра. Как и краска пленка выгорает на солнце из-за чего порой при переклейке одной из деталей оттенок может отличаться, это нормально и со временем цвет «выровняется». У каждого производителя в палитре, каждому цвету присвоен номер и название. Все это нужно запомнить или записать, в случае частичной переклейки это упростит вам и мастеру подбор.
Уход и сроки службы
Производитель дает гарантию в среднем пять лет. На работу гарантия обычно год. Основные рекомендации не отличаются от рекомендаций для полиуретановой пленки из предыдущей статьи. Добавлю еще что ПВХ не имеет в отличии от ППФ прочного верхнего слоя, по этому нужно быть готовым что глянец «затрется» примерно через год. На матовых разновидностях ПВХ следы эксплуатации будут менее заметны.