Найти тему
Издательство "Гангут"

Комендант форта «Тотлебен»

Владимир Федорович Ткаченко. Красная Горка. 2005 год
Владимир Федорович Ткаченко. Красная Горка. 2005 год
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем.
Это в полной мере относится к В. Ф. Ткаченко — художнику, коменданту форта «Тотлебен». Именно на форту проявились многочисленные дарования Владимира Федоровича: пришлось быть
и археологом, и электриком, и каменщиком, и плотником, и моряком. От Сестрорецка до форта всего четыре километра, но как коварна и обманчива бывает Балтика даже здесь, в мелководном восточном углу Финского залива. На каких только «посудинах» не приходилось Ткаченко добираться до форта. А зимой требовалось изучать гляциологию, чтобы не провалиться под лед, что все-таки случалось.


Родился Владимир Федорович Ткаченко
20 апреля 1958 года
в Ленинграде на Васильевском острове в семье военного. Общее образование получил в средней (английской) школе № 21 г. Архангельска. Судьба военного извест­на: сегодня — здесь, завтра — там. Тем не менее каникулы Володя проводил у родственников в Сестрорецке и Кронштадте. Тогда и возник у него неистребимый интерес к истории крепостей
и флота. Не единожды Владимира задерживала охрана фортов, но, видя перед собой мальчугана с горящими глазами, отпускали.
Рисованием Володя Ткаченко занимался с детства и в
1975 году поступил в Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова. Правда,
в
январе 1977 года его отчислили с формулировкой, которая сделала бы честь любому современному художнику: «за формализм в искусстве».
Но уже в
сентябре, сжалившись над талантливым юношей, Володю восстановили на том же курсе.
Училище он окончил в
1980 году, и тут же попал в армию. Служить нашему герою довелось в зенитно-ракетных частях ПВО Ленинградского военного округа. И это тоже сыграло свою роль в формировании Ткаченко нынешнего. Артиллерия — «бог войны» — так увлекла Владимира,
что после демобилизации он устроился на завод «Арсенал» слесарем-сборщиком на участок сборки 100-мм морских универсальных орудий.
В
1984 году В. Ф. Ткаченко предложили работу в музее истории Ленинграда. Понадобилось его знание фортов Кронштадтской крепости.
К сожалению, это был единственный случай, когда музейщики Северной столицы заинтересовались фортами.

Ткаченко, как художник, получил задание зафиксировать современное состояние фортов, но для выполнения этой работы, прежде всего, требовалось ознакомиться с исходным состоянием крепости. Так в 1985 году он впервые попал в Российский (тогда еще Центральный) государственный архив Военно-морского флота (РГАВМФ) и впервые увидел подлинные документы XVIII–XX веков.
Акварели длиной несколько метров, изображающие форт «Тотлебен»
(в официальных документах — форт «Первомайский»), выполненные
В. Ф. Ткаченко в масштабе 1:200, до сих пор хранятся в архиве Музея истории города, в Петропавловской крепости. В
1988 году форт «Тотлебен» попал в поле зрения фирмы «Спецтранс», в задачу которой входила очистка фарватеров и всяческое содействие Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС).
На «Тотлебене» организовали производственный участок, а мастером назначили В. Ф. Ткаченко. В
ноябре 1990 года он уже был начальником участка (хотя в документах значилось: комендант форта).
После окончания рабочего дня под насмешливыми взглядами коллег Ткаченко занимался реставрацией старинных оконных рам.
Этот нелегкий, но счастливый период продолжался до
1993 года. Закончилось финансирование, люди разбежались, какое-то время
на форту еще находилось некоторое оборудование. Очередная фирма — мыльный пузырь, название которой даже не хочется вспоминать
(а таких было несколько), пыталась, используя лозунг «Отреставрируем все форты», продать это оборудование, а вместе с ним все,
что попадалось под руку.


В итоге В. Ф. Ткаченко остался совсем один. Он встал перед выбором: вернуться в город, попытаться найти какую-то работу — зарабатывать
на жизнь продажей картин не удавалось
(подобных примеров история знает немало­), или остаться на форту и продолжать начатое. Без денег, без перспектив и почти без помощников. И этот главный вопрос Ткаченко решил для себя сразу, он не мог бросить на поругание форт, к которому уже прикипел всей душой, в котором своими руками вычистил три каземата. Один — жилой, в другом — музей, в третьем — мастерская. Потом были и другие казематы по всему форту, в течение нескольких лет пришлось чистить «авгиевы конюшни». По выходным приезжала жена, привозила еду, помогали рыбаки.
Начался самый страшный этап его жизни. Каждый день на форту появлялись мародеры. Им был нужен металл. Каждое столкновение
могло закончиться в лучшем случае дракой. Ежедневно нужно было заготавливать дрова, экономить керосин, воду — и спасать форт от влаги и растений. За долгие годы запустения бетонный массив форта покрылся трещинами, в которых начали прорастать буйные травы. Требовалось
не только удалить растения, но и заделать трещины.
Постепенно сестрорецкий обыватель привык к тому, что на форту живет непо­нятный одинокий человек, который никого не пускает
(подразумевалось, не дает ничего украсть), и поползли слухи. Один дурней другого: о том, что в подвалах «Тотлебена» хранится героин
и оружие, что в казематах устроены шикарные бани для военно-морского начальства, и
«водка у Ткаченко самая лучшая» (цитата с одного
из сайтов)…

Но в конце 1990-х годов Владимиру Федоровичу удалось привлечь
к форту внимание государственных структур. Теперь ему помогали сотрудники поисково-спасательной службы и работники Рыбинспекции, создавшие на форту свои опорные пункты. Но постоянным
«жителем» форта по-прежнему оставался один Ткаченко.
Вечером, в сумерках он зажигал керосиновые лампы, садился за стол, который сам сделал из досок, проверял вахтенный журнал. Затем открывал очередную тетрадь... Крепкий чай, дрожащее пламя керосиновой лампы, химический карандаш — и не поймешь, какой год, какой век на дворе. Нет-нет, да и мелькнет в переплете окна штык трехлинейки или погон на влажном от мелкого осеннего дождя плече часового…
Почти все, кто ночевал на форту, в первую ночь видели привидения: солдат с винтовкой, стоящий в карауле, или офицер, медленно идущий
по боевой улице…
Чтобы понять, что такое жизнь на форту, надо испытать это самому или,
в крайнем случае, прочитать
«Крепостные рассказы» написанные
В. Ф. Ткаченко здесь, на «Тотлебене».
Мы познакомились в
1995 году после­ выхода первого номера альманаха «Цитадель» — скромного, но по-своему милого издания. Каждый раз, приезжая на форт, мы старались прихватить с собой хлеба, банку тушенки. Привозили также бизнесменов, просто богатых людей, которым пытались объяснить какой замечательный музей можно создать на «Тотлебене»…
Нас слушали, участливо кивали головами и уезжали — навсегда.

Журнал "Гангут №56"/2010 г.
Журнал "Гангут №56"/2010 г.


Вскоре В. Ф. Ткаченко показал мне рукопись книги
«Ключ от северных ворот». Я был потрясен. Мы издали эту книгу в 1998 году и получили немало добрых откликов. В начале 2000-х годов у Ткаченко появился еще один помощник — молодежная организация «Атлантик Челлендж». Ребята проводили в гавани форта гонки на гичках, обучали мальчишек
и девчонок морскому делу. До сих пор они продолжают нести вахту
по охране форта совместно с работниками МЧС. У Ткаченко появилось больше свободного времени, которое он целиком посвятил работе
в РГАВМФ. Так, в
2005 году в альманахе «Цитадель» появилась первая статья В. Ф. Ткаченко, а спустя два года вышла первая научно-популярная книга, основанная на архивных материалах и полевых исследованиях, — «Форт “Красная Горка”». Она реально помогла спасти этот форт
от уничтожения и положила начало серии книг, посвященных фортам
и крепостям Северо-запада России. Сейчас издательско-торговый дом «ОСТРОВ» готовит к печати очередное произведение В. Ф. Ткаченко —
«Форт “Тотлебен”», в котором рассказывает о своей жизни на форту
и, разумеется, о его истории.
Весной
2008 года случилась беда. На форт проникли малолетние мародеры. Взрослого человека лед уже не держал, а 13-летнего мальчишку — запросто. Рыбаки их видели, но сделать, разумеется,
ничего не могли, даже если бы очень захотели. Этим малолетним
нелюдям удалось сломать замки на двери в жилой каземат.
Они сожгли все, что горело: столы, матрасы, одежду, книги. Выбили все стекла. Сломали и сожгли всего за пару часов. В. Ф. Ткаченко с друзьями понадобилось несколько месяцев на восстановление уничтоженного.

За рассказом о жизни на форту мы чуть не забыли о Ткаченко-художнике. А он формировался, прежде всего, под влиянием знаменитого француза Поля Гогена, причем раннего. Здесь нет аналогии с бегством П. Гогена на Таити. Позволю себе предположить, что именно светлые бетонные стены «Тотлебена» послужили отправной точкой, один путь от которой привел
В. Ф. Ткаченко в Бретань.
К этим обрывистым берегам, маякам, напоминающим башню маяка Толбухина. Какая связь? На первый взгляд никакой, но жизнь на маяке,
в одиночестве, друзья твои — только море и чайки. Вот и аналогия.
На старом форту, один посреди моря, на острове. Никого, особенно поздней осенью. Чайки и... тени офицеров, когда-то служивших здесь. Ткаченко рассказывал, что иногда, крайне редко, но они все же посещают его. Другой путь — от уникальных образцов инженерной графики
XVIII– XIX веков, с которыми посчастливилось работать в РГАВМФ.
Владимир Федорович продолжил эти традиции, и мы видим примеры реконструкции фортификационных сооружений — броневые брустверы, батарея Паукера, — основанные на полевых исследованиях
и внимательном изучении архивных материалов.
Так что же за человек — Владимир Федорович Ткаченко?
Художник — да, писатель — да, историк — да, реставратор — да…
В общем, человек, талантливый во всем!

© Л. И. Амирханов
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №56"/2010
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!