Мария Монтессори — итальянский педагог. В начале XX века она разработала систему, по которой и по сей день учат и воспитывают детей по всему миру. Эта система считается одной из самых прогрессивных и передовых — и это несмотря на то, что прошло сто лет с её создания.
Главные принципы педагогики Монтессори — свобода, самостоятельность и естественное развитие ребёнка. В этой статье мы расскажем о них подробнее.
«Помоги мне сделать самому»
Монтессори утверждает, что ребёнок с самого рождения стремится к самостоятельности. Задача взрослых — организовать пространство и образовательную среду так, чтобы ребёнок «хотел учения». Взрослый — помощник, который понимает чувства ребёнка и подталкивает того к деятельности, которая будет ему интересна.
Ребёнок впитывает знания как губка
Всё, что окружает ребёнка, он неосознанно запоминает. Этим он отличается от взрослого, который учится сознательно и для которого учебная деятельность является одной из ведущих. По Монтессори, до шести лет ведущая деятельность ребёнка — игровая, и именно через игру он усваивает социальные модели, правила поведения и «впитывает» культурные и общественные ценности.
Сензитивные периоды
В педагогике Монтессори это периоды, которые лучше всего подходят для развития какого-либо навыка. Продолжительность сензитивных периодов измеряется в годах от рождения ребёнка.
Например, ранние годы жизни — идеальное время для развития речи. В этот период ребёнок неосознанно усваивает грамматический строй родного языка, учится фонематическому слуху и учится дифференцировать и произносить звуки.
Следующий сензитивный период идеален, чтобы углубиться в грамматику. Именно тогда, по Монтессори, следует заниматься письмом. Большую роль в этом играет окружение. Так как дети проявляют «повышенный интерес» к упорядоченности и структуре, при обучении письму им стоит видеть вещи на своих местах.
Среда обучения по Монтессори
Место, где занимается ребёнок, должно быть обустроено по правилам. Это пространство — безопасное, обставленное со вкусом, наполненное вещами, с которыми ребёнок может взаимодействовать без препятствий. Например, не нужно убирать все хрупкие предметы — ребёнку нужно уметь с ними обращаться и осознавать их ценность.
Принципы, по которым организуется учебное пространство в системе Монтессори:
— ребёнок может переставлять, играть, изучать практически все предметы;
— ребёнок может выбрать место, где ему заниматься (пол, подоконник, стул, стол, диван);
— ребёнок может взаимодействовать со всеми предметами;
— ребёнок свободен в перемещении по комнате, но при этом должен уважать других детей, не мешать им заниматься;
— все материалы должны располагаться на уровне глаз ребёнка, но в единственном экземпляре. Это стимулирует развитие социальных навыков.
Пространство способствует тому, что ребёнок учится самостоятельности и уважению к окружающим.
Непрерывные циклы работы и «обучение через открытия»
Учёба в Монтессори-классах проходит по-особенному. Обычно один период, в течение которого учится ребёнок, длится примерно три часа. Кажется, что это невообразимо много. Но во время учёбы ребёнок свободно перемещается и изучает материалы в том темпе, в котором ему удобно. А специально обученный педагог наблюдает за ним и направляет, чтобы обучение было эффективнее.
«Обучение через открытия» — принцип, при котором учитель практически ничего не объясняет. Учитель не «говорящая всезнающая голова», а помощник, направляющий и подсказывающий. Ребёнок учится через исследование, удивление и открытия.
Экзамены и оценки
В большинстве Монтессори-школ нет ни оценок, ни экзаменов. Дети оценивают себя самостоятельно. Они обсуждают свои находки и познания с другими детьми, а ещё — с педагогами, которые наблюдают и подсказывают, что ребёнку следовало бы изучить в дальнейшем. В некоторых школах Монтессори оценки есть, но они нужны для того, чтобы корректировать и направлять развитие детей.
***
Монтессори-педагогика — система, которую можно внедрить и в обычную жизнь. Поощряйте увлечения ребёнка и его жажду знаний. Советуйте ему вещи, которые могут его заинтересовать, и обсуждайте интересные находки.