Сфера туризма и гостеприимства, несмотря на многочисленные вызовы, остается востребованной у абитуриентов. Как индустрия адаптируется к современным условиям, а университет готовит специалистов, рассказала декан факультета сервиса, туризма и гостеприимства Оксана Кострюкова.
Расскажите, в каком вузе вы учились, на какой специальности?
В 1994 году я закончила ИНЖЭКОН, впоследствии вошедший в состав СПбГЭУ, по специальности «Экономика и управление на предприятиях городского хозяйства». Одна из дисциплин моей образовательной программы была посвящена новому и перспективному на тот момент направлению деятельности городской экономики – туризму.
Надо отметить, что к середине 90-х, после распада Советского Союза, границы нашей страны только открылись для свободных туристских поездок, и туризм, как направление экономической деятельности, только начинал набирать свои обороты. Это было ново, интересно и перспективно. В университете преподавателем дисциплины по туризму была открыта специализированная кафедра экономики и управления в туризме и гостиничном хозяйстве, начат набор на подготовку профильных кадров для этих сфер. Мой опыт работы, начавшийся на последних курсах университета, в основном в секторах, связанных с оказанием услуг, в том числе туристических, и продажами, после окончания вуза был связан с развитием подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства. После защиты кандидатской диссертации в 2000 году педагогическая карьера в этой сфере стала основной.
Когда и как началась ваша работа в экономическом университете?
Вся моя профессиональная карьера связана с университетом. После выпуска я поступила в заочную аспирантуру и начала работу на новой, только что организованной кафедре экономики и управления в туризме и гостиничном хозяйстве нового факультета туризма и гостеприимства ИНЖЭКОНа, пройдя все этапы – от специалиста кафедры до заместителя заведующего кафедрой. Затем – в должности заведующего одной из кафедр мощного, уже состоявшегося факультета – кафедры социально-культурного сервиса и туризма, а после объединения ФИНЭКа и ИНЖЭКОНа – в должности декана факультета гостиничного и ресторанного бизнеса (сейчас факультета сервиса, туризма и гостеприимства).
Как, по вашему мнению, может выглядеть карьерная лестница выпускника вашего факультета?
На мой взгляд, каждая успешная карьера уникальна и обусловлена сочетанием большого количества факторов, как внутриличностных, так и внешних. Но, если проанализировать состоявшиеся карьеры выпускников нашего факультета, можно отметить несколько ключевых точек: получение первого базового опыта работы по профилю еще в период обучения по различным направлениям туристской деятельности. В этом направлении факультет предоставляет реальные возможности, как в отношении практик в ведущих компаниях сектора, так и стажировок, и трудоустройства.
Поскольку туризм связан и генерирует деятельность в более чем пятидесяти секторах экономической деятельности, это важно для самоопределения и выбора дальнейшего пути развития. Для успешной карьеры важно также наращивать глубину практической экспертизы, либо получая опыт работы в компаниях по выбранному профилю деятельности и продвигаясь по карьерной лестнице, либо через создание собственного предпринимательского проекта.
Любая из траекторий будет успешна при условии понимания реалий развития отрасли и быстрой адаптации к происходящим в ней изменениям.
Вы не первый год возглавляете факультет сервиса, туризма и гостеприимства, расскажите, что за это время удалось достичь?
Сегодня факультет сервиса, туризма и гостеприимства – единственный профильный факультет в Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе, осуществляющий все уровни подготовки специалистов с высшим образованием, включая бакалавриат, магистратуру и аспирантуру по всем спектрам деятельности: гостиничный и ресторанный бизнес, туристская деятельность, индустрия событий.
Факультет является активным участником городских и национальных туристских проектов, включая новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» и проект Санкт-Петербурга «Креативные города ЮНЕСКО» в номинации «Гастрономия». Студенты факультета участвуют в создании социальных и образовательных проектов как по заказам работодателей, так и собственных инициативных проектов различного масштаба.
В числе партнеров факультета – ведущие профильные организации, государственные структуры и профессиональные объединения, зарубежные университеты и международные отраслевые партнеры.
Сферы туризма и гостеприимства испытывают сегодня не лучшие времена. Повлияло ли это на количество студентов, желающих получить образование в этой области?
Действительно, вызовы последних лет оказали существенное влияние на все сектора деятельности, профильные нашему факультету. Можно отметить и смену модели потребительского поведения в связи с влиянием Covid-19 и тотальной цифровизацией общества, а также переориентацию туристского потока на путешествия внутри страны и существенные изменения на рынках международного туризма.
При этом налицо нарастание потока путешествующих по стране, интенсивное развитие точек притяжения внимания и инфраструктуры путешествий внутри России, повышение доступности уникальных региональных туристских продуктов, развитие событийной индустрии. Открываются новые ниши для применения навыков, например, в сегменте цифровизации туристской деятельности.
В образовательных программах мы стараемся учесть ключевые изменения в тенденциях развития этого сложного, непрерывно меняющегося сектора сервисной экономики путем введения новых курсов, форматов сотрудничества с работодателями, актуальных тематик исследовательских и проектных работ студентов.
Мы также расширяем линейку образовательных программ факультета. Так, в 2022 году открывается набор на новую образовательную программу бакалавриата, успешно прошедшую процедуру лицензирования: «Экономика и управление в жилищном хозяйстве и коммунальной инфраструктуре». А также на уникальную программу магистерской подготовки «Продюсирование социокультурных проектов» по направлению подготовки «Менеджмент».
Как, на ваш взгляд, изменились сферы туризма и гостеприимства за последние 10 лет?
Сферы туризма и гостеприимства за последние 10 лет, безусловно, изменились и наиболее кардинально за последние два года. Существенные изменения произошли в требованиях к обеспечению безопасности путешествий, персонализации туристского продукта под запросы конкретного путешественника, системах бесконтактного сервиса, организации онлайн и гибридных событий, закрытии и неопределенности целого ряда международных направлений путешествий. В этой связи будущее нашего сектора видится в развитии национальных цифровых сервисов, продуктов и предложений для национальных путешественников и новых международных рынков, дальнейшее развитие гибридных и смарт форматов индустрии событий и иных креативных секторов экономики, нарастающей конкуренции за привлечение и удержание внимания потребителя, быстрой адаптации к изменяющимся условиям ведения бизнеса.
Факультет принимает участие в популяризации внутреннего туризма?
Преподаватели кафедр факультета принимают активное участие в реализации целого ряда проектов, направленных на популяризацию внутреннего туризма, в том числе в разработке проекта молодежного туризма в рамках межрегионального туристского проекта «Серебряное ожерелье России», в реализации городского туристского проекта «Новая туристская география Санкт-Петербурга».
Силами студентов и преподавателей факультета в 2021-2022 учебном году разработаны и реализуются: молодежные концепции для городского проекта «Новая туристская география» в партнерстве с проектом Туракселератор в рамках международного делового форума «SPb Travel Hub»; совместные проекты с ведущими организациями Санкт-Петербурга, включая Президентскую библиотеку (цикл живых уроков для школьников «Истоки Петербургского гостеприимства»), образовательные проекты в рамках курсового проектирования студентов 3-го курса «Путешествия из Петербурга в Москву» (Музей железных дорог России) и «Inside of public art» (PushKeen, Люмьер-Холл); конкурс «Гостиница XXI века» и другие.
Подготовила Мария Шипилова