Глобальная картина
Я специально упрощаю материал в первой части статьи, чтобы была понятна суть происходящих процессов и точка, в которой мы находимся.
Обмен строится на договоренностях партнеров о правилах обмена, на их доверии друг к другу.
Сначала мы договорились торговать за золото, чтобы не возить золото, привязали курс своих валют к золоту. Потом решили, что надо расти дальше, бюджет уже кончился, отвязали доллар от золота, пустили курс в свободное плавание, рассчитывая на доверие партнеров.
Когда назрела ситуация с коронавирусом, США запустили печатный станок, то есть ценность доллара фактически размылась, как падает концентрация соли в растворе при добавлении воды. Однако за увеличенное количество долларов США хотят и увеличенное количество товаров, услуг и технологий. Ну, по старой памяти, на доверии к доллару как к резервной валюте.
Что имеем сейчас: США должны другим странам в полтора раза больше, чем могут отдать за счет своего производства (соотношение внешнего долга к ВВП). Пузырь, если по-простому. Пузыри рано или поздно лопаются.
Надувание и лопание пузырей — это экономические циклы. Есть большие циклы, которые занимают по несколько десятилетий, когда одни сверхдержавы сменяются другими, есть циклы поменьше.
Внутри большого экономического цикла есть свои малые циклы — волатильность и т.д. Здесь борьба идет на уровень ниже — между компаниями и т.д.
То есть система дублирует сама себя в разных масштабах. Такое свойство систем называется фрактальностью, почитать можно у Нассима Талеба в “Антихрупкости”.
Какие еще тенденции мы увидим?
Кризис доверия между странами толкнет их к наращиванию бюджетов на оборонку и т.д. Бюджет не резиновый, работает по закону “если где-то прибыло, значит, где-то убыло”. Убудет в медицине, образовании и других “мирных” отраслях.
В России мы точно увидим демографический спад через несколько лет, в других странах в меньшей степени, но тоже будет, процесс запущен, и чем дольше длится конфликт, тем сложнее последствия.
Откуда демографический спад?
- Повышение смертности: перебои с поставками и производством лекарств, ухудшение качества медицины по описанным выше причинам, качество жизни страдает, продолжительность падает.
- Снижение рождаемости: в неспокойные времена женщины не хотят рожать детей, что логично.
Сдувание пузыря на этом уровне — это перераспределение дефицитных ресурсов на поредевшее население.
Есть ли будущее у российской биржи?
Есть. По какому бы сценарию мы ни пошли (кроме полного запрета фондового рынка для частных инвесторов, что маловероятно, на мой взгляд), инвестиции в бизнес, который и будет восстанавливать экономику страны — это способ сохранить покупательную способность денег, которые будут обесцениваться с огромной скоростью. Ключевая ставка в России сейчас — 20%, реальная инфляция будет еще больше. В Иране в некоторые периоды риал обесценивался на 40-50% в год. Есть о чем подумать.
Что делать, когда биржа откроется?
В первые дни ничего, любое движение может привести к потерям: и покупка, и продажа. Сварили кофе, дайте гуще осесть.
Дальше будем наблюдать за тем, какие компании получат поддержку от государства из разных источников, с ними и будем работать.
Я сейчас активно работаю над модулем “Анти..опа”, который будет состоять из двух частей: первая часть с важными принципами, которые необходимо внедрить в свою жизнь, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне, будем работать с риск-менеджментом: разберем негативные сценарии для личной экономики и как их не допустить. Предупрежден, значит, вооружен.
Вторая часть будет посвящена инвестициям в конкретные активы, которые помогут в текущей ситуации сохранить деньги от инфляции.
Надеюсь, материал был вам полезен и дал понимание точки, в которой мы находимся и чего можно ждать дальше.
Более подробно я разбирала тему в эфире здесь.