Саудовская Аравия и ОАЭ – одни из немногих производителей нефти в мире, обладающие запасом свободных мощностей, которые они могут быстро задействовать для увеличения добычи, чтобы компенсировать потери поставок из России или других стран и снизить цены.
По данным МЭА, они располагают примерно 1,8 млн б\с «краткосрочных» резервных мощностей, что соответствует почти 2% мирового спроса. По оценкам Rystad Energy, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак и Кувейт вместе располагают около 4 млн б\с резервных мощностей, которые могут быть выведены на рынок в течение 3-6 месяцев.
Все равно это меньше, чем производит Россия. Страна соперничает с Саудовской Аравией за позицию крупнейшего в мире экспортера нефти и нефтепродуктов вместе взятых, с экспортом около 7 млн б\с, или 7% мировых поставок.
Оценка резервных мощностей МЭА в февральском отчете о рынке нефти не включает Иран, который может постепенно добавить еще 1,3 млн б\с, если выйдет из-под санкций.
По данным Baker Hughes, на неделе, завершившейся 11 марта, энергетические компании США увеличили число действующих буровых установок на 13 ед. до 663 ед., максимума с апреля 2020 г.
Число нефтяных установок выросло на 8 до 527 ед., а газовых – на 5 до 135 ед.
Это девятое за последние десять недель повышение показателя произошло на фоне подъема стоимости нефти более чем до 130 $/барр. на фоне вторжения российских войск на Украину.
Reuters пишет, что Западу нужно заместить свыше 10 млн б\с поставок из-за ставшей токсичной российской нефти. Одним из вариантов может стать сланцевая отрасль США, но пока что ее возможностей хватит на покрытие лишь примерно 10% от требуемых объемов.
С наращиванием добычи также проблемы: публичные компании испытывают давление со стороны акционеров, ожидающих, что денежные потоки будут направлены на выплаты, а не увеличение производства, потенциально способное привести к новому падению цен на нефть.
Частные компании более заинтересованы воспользоваться ситуацией и расширяют парк буровых установок для горизонтального бурения. Таким образом они могут нарастить добычу сланцевой нефти более чем на 2 млн б\с к 2025 г., по оценкам Rystad.
Однако сейчас им сложно найти работников и подходящие для гидроразрыва пласта участки, к тому же необходимые материалы резко дорожают. МЭА оценивает потенциальный рост добычи в США в 2023 г. на 1 млн б\с – 1/10 от российских поставок.
Буровая:
Президент Нефтяной палаты Венесуэлы Рейнальдо Квинтеро заявил, что в случае, если США одобрят заявки партнеров PDVSA на торговлю венесуэльской нефтью, добыча может вырасти на 400 тыс. б\с и достичь уровня в 1,2 млн б\с.
Сейчас Белый дом ведет переговоры с президентом Николасом Мадуро по поставкам части нефти в США в рамках ослабления санкционного режима. В первую очередь от решения американских властей выиграет Chevron, которая запрашивала одобрение на торговлю или обмен венесуэльской нефти.
Эксперты, опрошенные Reuters, не ожидают резкого роста добычи, поскольку отрасли остро требуются буровые установки и значительные инвестиции.
Годы недостаточного инвестирования, бесхозяйственности и санкции США против PDVSA ударили по добыче нефти в Венесуэле, которая в конце 90-х годов достигла примерно 3,7 млн б\с.
Буровая: Венесуэла, как и Мексика, всегда была задним двором нефтепереработки США. Сегодня эту роль играет Канада, но она не может восполнить выпавшие объемы (санкции против Венесуэлы) и постоянный рост энергопотребления в США.
Сланцевая отрасль снизила зависимость внутреннего рынка США от мировых поставок, но не устранила. Отсюда сегодняшние пляски вокруг Венесуэлы, рост добычи которой не покроет мировой дефицит, но повысит автономность США.
Собственно, в этой парадигме находятся все последние действия и решения США.
Европейские нефтепереработчики, возможно, попытаются нарастить производство на своих НПЗ, поскольку и маржа нефтепереработки, и спрос среди потребителей растут во время крайней волатильности на рынке, пишет Platts.
Однако аналитики считают, что перед сектором может встать проблема стабильности запасов и поставок сырья из-за перебоев с российским экспортом, вследствие чего производство лишь снизится. S&P Global Platts ожидает, что в совокупности всех факторов в марте с рынка выпадет примерно 1-2 млн б\с лишь российской нефти.
Почти все крупные НПЗ в Европе отказались от российских поставок, но Shell отметила, что процесс перестройки нефтеперерабатывающих процессов и поиска новых поставщиков может занять несколько недель и приведет к снижению производства на части ее заводов.
Ранее Shell была одним из главных покупателей спотовых контрактов на Urals, но сейчас ни один из ее заводов не связан с нефтепроводом «Дружба», так как компания продала долю в НПЗ PCK в Шведте.
По словам трейдеров, решения об изменении производительности, в сторону увеличения или уменьшения, будут приниматься каждым отдельным НПЗ в зависимости от его зависимости от российского сырья и от того, насколько прибыльно он может эксплуатировать вторичные установки.
Сырьевые трейдеры Trafigura, Glencore и Vitol продолжили торговать российскими нефтью и газом, и не заявили об отказе от работы с ними. По трекинговым данным судов, все три трейдера на прошлой неделе получили российские грузы нефти и нефтепродуктов и загрузили их на танкеры.
На данный момент покупатели стараются избегать российской нефти, а США и Великобритания запретили ее экспорт. BP и Shell также отказались участвовать в спотовых тендерах на российскую нефть, но продолжат покупать углеводороды в рамках существующих контрактов.
Shell заключила соглашение по закупкам СПГ в России до 2035 г. и не озвучила срок расторжения этого контракта. BP до сих пор покупает топливо в Германии по соглашению с Роснефтью, долю в которой намерена продать.