Найти в Дзене

Что сейчас лучше делать с финансами?

Тема финансов, пожалуй, самая волнующая в последнее время. Как сохранить все, что нажито непосильным трудом - читайте в материале.

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Сейчас на рынке недвижимости горячая пора. Риелторы Петербурга рассказывают о том, что количество сделок в день выросло минимум в два раза. Это связано с тем, что одни хотят вложить деньги в недвижимость, а другие пытаются в срочном порядке использовать одобренные ранее (еще низкие) ставки по ипотеке. Как в спешке не совершить то, о чем в последствии будете сожалеть, мы решили узнать у консультанта по финансовой грамотности Георгия Чижова. Так вот, первый совет от специалиста: если у вас есть некая приличная сумма денег, и вы готовы вложить ее в недвижимость, то лучше покупать квартиру на стадии котлована.

Риск большой, потому что неизвестно, достроят ли застройщики. Но если крупный застройщик, то вы получаете гарантии, что они достроятся. В силу роста стоимости стройматериалов и логистики стоимость строящейся квартиры неизбежно возрастет. Вторичку я не могу гарантировать, потому что непонятно, что будет с платежеспособностью населения, и, соответственно, кто будет эти вторички покупать. А вот новая квартира точно вырастет, потому что изменится стоимость строительства. Поэтому покупайте на уровне котлована, через 5 лет у вас будет прекрасное жилье, если вы долгосрочный инвестор и вы готовы вложиться. Разница заключается в том, что стоимость квадратного метра на уровне котлована и стоимость квадратного метра на уровне конечной продажи розничному клиенту составляет 100%. То есть в 2 раза дороже.

Что будет с нашими вкладами и накоплениями – это вопрос номер один. Причем, переживания касаются в том числе и материнского капитала. Если он до сих пор не использован, стоит ли беспокоиться за его сохранность и пытаться пристроить прямо сейчас?

Фактически эта сумма не превышает одного миллиона, соответственно, получается, что эта сумма малорисковая. Понятно, что для человека, который получает 30 тысяч рублей в месяц, эта сумма достаточно крупная. То есть, если есть желание улучшить жилищные условия, а для этого материнский капитал и выделяется, это неплохой вариант. Только нужно аккуратно все рассматривать. Здесь сложность в том, что вы получаете сразу следующие риски: кредитование долгосрочное. Выдержите ли вы ближайшие 10-15 лет обязательные платежи? Не будут ли штрафы, не будут ли какие-либо изменения вступать в силу? Тут риск в том, что эта малая сумма от общей суммы квартиры, скорее всего, составит не более 20% от стоимости ипотечного кредита, и может не повлиять. Но зато есть плюс: вам не нужен будет первоначальный взнос. Поэтому я посоветовать не могу, потому что если брать полный расклад, риски другие. Не текущие риски, вряд ли вы потеряете материнский капитал, а долгосрочные риски.

В глобальном мире настолько все взаимосвязано, что не могут проблемы одной стороны не отразиться на всех остальных. То есть, все эти многочисленные санкции и массовый уход компаний с российского рынка скажется не только на нашей экономике, но и серьезно ударит по финансовому положению западных инвесторов.

Давайте посчитаем. Ситуация с лизинговыми самолетами: 520 самолетов будут переданы европейским лизинговым компаниям. Звучит жутко. Но начинаем разбираться. Первое – лизинговый договор прекращается по решению лизинговой компании на основании санкций. Соответственно штрафные санкции налагаются на лизинговую компанию, потому что проблем с платежами не было. То есть, это решение лизинговой компании. Соответственно, прежде, чем забрать самолет, она должна закрыть договор и выплатить определенную не маленькую сумму. Второе – самолет с момента, как прекратился лизинговый договор, находится на территории России в хранении аэропорта. Деньги за хранение нужно платить. Третье – для того, чтобы этот самолет вывезти, необходимо посадить за его штурвал европейского пилота, минимум 3 человек. А 520 комплектов их нет. Даже если они есть, их нужно привезти в Россию. А чтобы их привезти в Россию, нужно прилететь. А в Россию прилететь невозможно. Мы можем нанять российских пилотов, но нельзя взлететь на территорию России, потому что это иностранные судна. Соответственно, вылететь невозможно. Даже если мы сумели взять эти самолеты, разобрали их, положили в железнодорожные составы и довезли. Вопрос в том, кто их будет разбирать по договору и сколько денег придется за это заплатить. Нужны ли потом будут эти самолеты в разобранном виде в Европе? Количество огромное, а лизинговые компании не занимаются авиаперевозками. Они занимаются лизинговыми контрактами. Соответственно лизинговые компании банкротятся. В случае банкротства лизинговых компаний пропадают лизинговые контракты с остальными европейскими авиакомпаниями. Рушится вся система перелетов, летать некому. Вот и все. Просто представьте эту картинку чисто в механическом процессе. Вы поймете, что сказать: «Мы прекращаем лизинговый договор и забираем ваши самолеты», - это красиво звучит. Сделать это почти нереально. А если это возможно, то, скорее всего, последствия будут очень тяжелыми.

Ну а если спуститься с самолета на землю и зайти в торговые центры, то картина напомнит нам ковидные времена. Только разница в том, что гулять мы можем беспрепятственно, а вот магазины закрыты. И откроются ли они – не известно. Но кому прямо сейчас от этого хуже – тоже вопрос спорный.

Дальше возникает вопрос: они магазин закрыли, но оборудование они не могут вывезти. После того, как они закрыли магазины, они обязаны продолжать платить аренду. Людей уволить на основании того, что они закрыли магазин, они не могут, потому что трудовой договор и трудовая инспекция им этого просто не позволит. Для трудовой инспекции не существует понятия «санкции». Они скажут: «Европейские санкции – это хорошо, но людям придется платить зарплату». Представьте: есть крупная компания с большим количеством людей, платить зарплату нужно, обеспечивать их работой нужно, можно пустить их в какой-то отпуск, но по каким-то законным основаниям платить аренду тоже нужно, а денежный поток прекратился. Кассовый разрыв увеличится с каждым днем. Это огромные суммы. Налоги все равно нужно платить. Налоговая скажет: «Март месяц! Вы в прошлом году работали». Сколько продержится крупная компания, имеющая достаточно большой, миллиардный оборот, просто закрыв свою деятельность потому, что мы за санкциями? Я думаю, что недолго.

По мнению нашего эксперта, немного опасений вызывает наличие импортных медикаментов которые могут вам быть жизненно необходимы. Впрочем, петербуржцы, это уже поняли сами и активно вкладываются - покупают лекарства впрок. При этом полки в петербургских аптеках не пустеют.