Найти тему

Потерянное поколение

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………………..…….

1. Первая мировая война в жизни «потерянных»...……………………………..

2. Потерянное поколение в Германии как отражение сути феномена…………

2.1. Падение империи……………………………………………………………..

2.2. Отражение темы «потерянного поколения» в литературе..………………..

2.3. Зарождение всемирного зла………………………………………………….

3. Вторая мировая война и «потерянные»……………………………………….

4. Было ли потерянное поколение» в России?…………………………………..

5. «Потерянное поколение» в современном обществе…………………………

5.1. «Молчаливое поколение»……………………………………………………

5.2. Поколение X…………………………………………………………………..

5.3. Поколение Z…………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы………………….…………………….………………………

Приложения…………………………………………………………………….....

Введение

«Вот вы кто. Вы все, сказала мисс Стайн. Все вы, молодые люди, воевавшие на фронте. Вы потерянное поколение»

Эта фраза Гертруды Стайн, прозвучавшая в романе Хемингуэя, впоследствии стала прародительницей термина «потерянное поколение». Это понятие было популяризировано другим романом Хемингуэя «И восходит солнце», в котором было помещено в качестве одного из эпиграфов, повторявших высказывание Стайн.

Малкольм Коули, американский писатель и литературный критик, подмечал, что термин, который стал известен благодаря Гертруде Стайн, продолжительное время соответствовал определению, данного ему ей. Как объяснял Коули, поколение было потеряно, так как «было подготовлено к иной жизни, отличной от той, что сложилась после войны…», и он был прав.

«Потерянным поколением» принято считать социальную когорту, состоящую из людей, родившихся между 1883 и 1900 годами. Будучи рожденными после Промышленной революции, эти люди взрослели в обществах, которые на тот момент времени были более грамотными, потребительскими и насыщенными средствами массовой информации, чем когда-либо прежде. К концу XIXвека общественная забота о благополучии детей значительно усилилась. Были приняты законы и сформированы общества для предотвращения жестокого обращения с ними, а государство все чаще получало законное право вмешиваться в частную и семейную жизни, чтобы защитить несовершеннолетних от вреда. Несмотря на то, что телесные наказания продолжали оставаться неотъемлемой частью воспитательного процесса, уровень близости между детьми и родителями значительно вырос.

Для сравнения, в Средние века к детям не было никакого особенного «сострадательного» отношения. Дети считались собственностью родителей, их, не жалея, наказывали побоями до полусмерти, не было даже детских домов: до детей, гибнущих на улицах, никому не было дела. К XVIIIвеку отношение к детям меняется, им начинают уделять больше внимания, но подавляют их потребности в эмоциональной свободе и спонтанности. Воспитание стало набором последовательных, но очень строгих правил: и вместо «средневековых» людей, объятых тревогой из-за излишней религиозности, вырастают люди, не получившие душевного тепла и возможности выражать чувства. Тем не менее, именно эти люди нового времени уже не боялись, что их покарают непредсказуемые божества, поэтому смогли произвести научную, индустриальную и технологическую революцию.

Таким образом, дети, родившиеся к концу XIXвека, были выращены в более благоприятной среде. Стиль воспитания постепенно превращается в поддерживающий, помогающий, так называемый «социализирующий стиль», который схож с современным.

Это значит, что представители «потерянного поколения» имели большую привязанность к родителям, чем представители предыдущих поколений, а их отношения имели чуть более демократичный характер. Скорее всего, по этой причине «потерянные» выросли более эмоционально открытыми и уязвимыми, чем их предки, что вследствие сыграет свою роль.

1. Первая мировая война в жизни «потерянных»

В начале XX века стал назревать новый передел мира. Все сильнейшие европейские державы были заинтересованы в начале войны, не видя других способов разрешить накопившиеся противоречия. Стремление молодых единых Италии и Германии к колониальному расширению, стремление старых колониальных держав сохранить свои позиции и не допустить потери колоний, стремление к независимости балканских народов и желание установить контроль над Балканами со стороны Австро-Венгрии и Османской империи – все это составляло бомбу замедленного действия, которая рано или поздно должна была сработать. Поэтому войну ожидали, пожалуй, все, причем воспринимали ее идеалистически, как грандиозное решающее событие, из которого победители выйдут прославленными героями и хозяевами нового мира.

Сразу после начала войны даже появился лозунг «Война, которая положит конец всем войнам» («The war that will end war»), ставший одним из самых распространённых речевых клише Первой мировой войны. Эта фраза появилась благодаря британскому писателю Герберту Уэллсу. В ряду своих статей он использовал более короткую форму, «война, чтобы положить конец войне», и отметил, что фраза «попала в обращение» во второй половине 1914 года. Разумеется, некоторое время спустя эта фраза стала вызывать скептицизм. Когда стало очевидно, что война не смогла положить конец войне, фраза приобрела более циничный оттенок. Британский штабной офицер Арчибальд Уэйвелл сказал о Парижской мирной конференции: «После «войны с целью положить конец войне» они, похоже, довольно успешно в Париже заключили „Мир, чтобы положить конец Миру“».

Великая война действительно была не тем, чем её ожидали увидеть. Завербованные молодые люди, вчерашние мирные жители, воодушевленно отправлялись на поле боя, не подозревая, что их ждёт впереди. «Как полны мы были энтузиазма! Как полны уверенности, что боремся за правое дело, во имя свободы, гуманности, за лучшую жизнь всего мира. Благодаря нашему приподнятому настроению мы ждали триумфов и побед...»: писала дочь английского посла М. Бьюкенен. Более того, никто не ждал, что война будет затяжной. Бьюкенен писала: «Война будет окончена к Рождеству, и казаки войдут в Берлин!». На быструю войну особенно надеялось немецкое командование.

Реальность же обстояла по-другому. Манёвренная война сменилась позиционной и затянулась на долгие годы. Эти годы солдаты провели в сырых зловонных окопах, слыша нескончаемые и оглушающие звуки стрельбы орудий, ружей и пулеметов, взрывы снарядов, крики умирающих и душераздирающие стоны раненых. Бесконечный гул, смрад, удушливый дым пороха, запах крови, сыпной тиф и окопная лихорадка – это все если не сводит с ума, то точно оставляет глубочайшую рану в душе и сознании человека. Солдаты постарше были крепче связаны со своим прошлым. У них были семьи, профессии, опыт жизни. Подобную связь тяжелее разорвать войной. Что касаемо молодняка, они не знали полной жизни, были согреты родителями, первыми влюбленностями и мечтами. Они толком еще ничего не успели пережить, и первым серьезным испытанием на их жизни стала война, одна из страшнейших в истории человечества. Как говорил герой Ремарка Пауль Боймер: «Мы еще не успели пустить корни. Война нас смыла. Для других, тех, кто постарше, война это временный перерыв, они могут ее мысленно перескочить. Нас же война подхватила и понесла, и мы не знаем, чем все это кончится».

Израненные и измученные, к концу войны люди стали видеть войну только как бестолковую мясорубку.

Британец Гарри Пэтч, последний ветеран Первой мировой, умерший в 2009 году, рассказывал, как однажды их с товарищами побаловали галетами и повидлом, но печенье было невозможно есть и солдаты выкинули его. И тут неизвестно откуда прибежали две собаки, чьих владельцев убили снаряды, начали грызться за печенье не на жизнь, а на смерть. Ветеран вспоминает: «Я подумал про себя: "Ну, я не знаю... Вот двое животных, они сражаются за свою жизнь. А мы, две высоко цивилизованные нации. За что мы боремся здесь?"».

«До чего же теперешние молодые люди все странные. Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведет к хорошему концу»: писал Ремарк.

Война оказала губительное влияние на тех, кто выжил в ней, вызвав у многих молодых людей серьезные проблемы с психическим здоровьем и заметные физические недостатки. Пришедшие с войны страдали от ночных кошмаров, легко выходили из себя и были склонны к насилию. Можно сказать, что они выжили, но не были спасены, не зря же тех молодых фронтовиков называют «неучтенными жертвами войны». Война нарушила чувство реальности у многих солдат, которые вступили в конфликт с верой в то, что битва и трудности – это путь к искуплению и величию. Когда годы боли, страданий и потерь мало что принесли на пути к лучшему будущему, многие потеряли ориентиры и остались с глубоким чувством разочарования. После ужасов войны мирная жизнь казалась им ничтожной обыденностью.

Продолжение политического насилия и экономической нестабильности, а также пандемия «испанки» мешали обществу обрести устойчивость. В тяжелом состоянии находились женщины, которые либо овдовели, потеряв опору, либо так и не смогли вступить в брак из-за резкого сокращения мужского населения. Однако это ускорило тенденцию к тому, чтобы они обрели бо́льшую независимость и начали карьеру. Возможности трудоустройства для незамужних женщин также расширились.

«Потерянные», совершившие резкий отрыв от старых шаблонов и проявляющие циничное отношение к прежнему традиционному образу жизни, стали первым «контр-культурным» поколением XXвека.

2. «Потерянное поколение» Германии как отражение сути феномена

2.1. Падение империи

Империи больше не было, после Ноябрьской революции 1918 года в стране был установлен режим парламентской демократии, известный как Веймарская республика.

Германия была вынуждена подписать Версальский договор, составленный государствами-победителями на Парижской мирной конференции и официально завершивший Первую мировую войну. Договор предусматривал выплату репараций странам антигерманской коалиции, лишение ряда территорий и возлагал на Германию всю ответственность за развязывание войны.

Отношение немцев к новой Германии было весьма сложным. Для левого движения республика была видом капиталистического угнетения, для правого – республика представляла собой национальное унижение, так как именно она приняла условия «позорного» договора. Из-за этого в стране существовали явные оппозиционные настрои.

Ситуацию усугублял экономический кризис; высокий уровень инфляции и массовая безработица вызывали рост правого экстремизма. Даже несмотря на белую полосу экономического подъема 1924-1929 годов, когда объем репараций был уменьшен, а банки США разместили крупные суммы в Германии, Великая депрессия 1929 года привела к новой черной полосе и новому экономическому и социальному кризису, максимальная точка которого была достигнута в 1932 году.

«Потерянные» являлись не только свидетелями, но и неотъемлемыми участниками этих тяжких событий.

2.2. Отражение темы «потерянного поколения» в литературе

Пожалуй, невозможно представить человека, который бы лучше описал эту социальную катастрофу, чем Ремарк.

В детстве писатель увлекался книгами музыкой, собирал марки, камни и даже коллекцию бабочек. Отец не поддерживал увлечений сына и не был с ним близок. Мать Ремарка, напротив, души не чаяла в сыне, и возможно именно ее любовь и поддержка помогли формированию его чувствительной творческой натуры. Проведя год на фронте Первой мировой, а затем сменив множество занятий в мирной жизни от учителя до органиста в часовне при госпитале для душевнобольных, Ремарк был одним из «потерянных», что сделало трагическую судьбу его поколения основной темой его творчества.

«На Западном фронте без перемен» - первый роман Ремарка, принесший ему мировую известность. Антивоенный роман об ужасах войны, пережитых молодым немецким солдатом Паулем Боймером, противоречил распространенной в Веймарской республике правоконсервативной военной литературе, которая героизировала немецких солдат и оправдывала проигрыш в войне. Фронтовики выражали писателю глубокую признательность за правдоподобное изображение войны, однако из профашистского лагеря слышались негативные отклики об оскорблении Ремарком немецкой армии.

«Нам было восемнадцать лет, и мы только еще начинали любить мир и жизнь; нам пришлось стрелять по ним. Первый же разорвавшийся снаряд попал в наше сердце. Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них. Мы верим в войну»: говорит Боймер о себе и своих товарищах. То, что пришлось лицезреть молодым солдатам поистине ужасает. Ремарк подробно описывает страдающих, искалеченных людей, без какой-либо весомой причины переживающих ад.

Герой излагает мысли Ремарка о жестокости и бессмысленности войны, о лицемерии политиков, глаголющих о долге перед родиной и национальном величии и посылающих вчерашних школьников на верную смерть. Старший товарищ Боймера, Станислаус Катчинский, говорит, что всякому приличному кайзеру нужна по меньшей мере одна война, а то он не прославится.

Боймер и сам понимает всю ту бесчеловечную абсурдность, к которой они все находятся: правители натравливают один народ на другой, а лучшие умы человечества изобретают новые смертоносные оружия и находят слова, чтобы утонченно это оправдать.

Наверное, одной из самых шокирующих сцен романа являться сцена смерти главного героя, вернее, ее отсутствие. После всего того, что читатель прошел вместе с Боймером, после всех тех живых и искренних чувств, что он испытал к герою, который успел стать для него настоящим, живым человеком, о смерти юноши написано всего два заключительных предложения, в одном из которых фигурирует фраза из военных сводок «На Западном фронте без перемен». Конец романа прекрасно дает понять, насколько безразлична война к загубленной человеческой жизни, насколько для войны естественно все противоестественное.

Ещё один роман Ремарка «Возвращение» можно назвать тематическим продолжением предыдущего романа, так как в нем повествуется о солдатах, вернувшихся с войны. Если «На Западном фронте без перемен» речь идет о травмирующем опыте войны, то в «Возвращении» повествование фокусируется на попытке солдат адаптироваться к мирной жизни.

На войне, где любое действие может обернуться смертью, солдаты приучились действовать быстро, без особых размышлений. Фронтовая обстановка выработала в них напряженность, научила жить лишь настоящим мгновением. Мирная жизнь кажется им слишком медлительной и малозначимой и в них начинает зарождаться пустота, которая в свою очередь порождает тревогу. Солдаты чувствуют, что между ними и «несолдатами» образовалась непреодолимая пропасть.

Помимо тяжелого процесса социализации, молодые ветераны встречаются на своем пути и с социальными проблемами в виде встречи с агрессивно настроенными революционными матросами, и с тем, что им предстоит снова сесть за школьные скамьи, поскольку они не успели окончить школу до войны. Герои пытаются найти в мирной реальности то, что сможет вытеснить из них войну и жаждут снова обрести смысл жизни, но в полной мере с этим удается справиться лишь Эрнсту Биркхольцу и Вилли Хомайеру, ставшими учителями начальных классов. Представ перед маленькими детьми, Эрнст задается вопросом, чему он может их научить. Как срывают кольцо с ручной гранаты, как закалывают человека штыком, показать, как стонет умирающий в агонии человек или поведать, что все то, что они прочитают в книгах – лишь манипуляция их впечатлительными доверчивыми умами? В итоге Эрнст решает, что, прежде чем делать людей из своих учеников, ему сначала самому нужно вновь стать человеком и бескорыстно трудиться во благо человечества.

Другие герои не справляются с безднами, образовавшимися в них, что приводит либо к смерти, либо к моральному падению.

Георг Рахе, для которого последней радостью в жизни осталось «фронтовое товарищество» возвращается в армию. Однако после «похода против коммунистов», оказавшегося расстрелом рабочей демонстрации, и случая с «линчеванием» одного из солдат по подозрению в выдаче места хранения оружия, Рахе разочаровывается и в новой армии, и в жизни, после чего накладывает на себя руки. Самоубийством оканчивает жизнь и оказавшийся в глубокой депрессии лейтенант Людвиг Брайер, которого война оставила с серьезными болезнями.

Унтер-офицер Альберт Троске, начинает встречаться с девушкой, но став свидетелем её измены с другим мужчиной, в состоянии аффекта убивает его из револьвера, за что получает 3 года лишения свободы. Не трудно догадаться, что это рефлекс, выработанный на войне, стал причиной такого радикального решения проблемы.

Есть в романе и такой персонаж как Бруно Мюкенхаупт, чёрствый человек, не замечающий бесчеловечной сущности войны. Он не испытывает жалости к жертвам войны, он даже хранит на видном месте орден, полученный за большое количество убитых солдат противника и список попаданий с датами, количеством убитых и подтверждающими подписями старших по званию. Он идеализирует войну и уверен в том, что на ней защищал отчизну. Велика вероятность того, что Мюкенхаупт присягнет нацистам.

Роман был издан в 1931 году и на момент его написания скорый приход нацистов к власти уже был очевиден. В конце романа присутствует упоминание о том, что детей снова настраивают на войну.

«Командир, к которому присоединяются ещё двое юношей, мечет громы и молнии. Мягкий весенний воздух так и гудит крепкими словечками:

Заткнитесь, дезертиры! Враги отечества! Слюнтяи! Предатели! Сволочь!

Мальчики усердно вторят. Один из них, потрясая худым кулачком, кричит пискливым голосом:

Придется их, верно, взять в переделку!

Трусы! кричит другой.

Пацифисты! присоединяется третий.

С этими большевиками нужно покончить, иначе Германии не видать свободы, скороговоркой произносит четвёртый явно заученную фразу».

Фраза про большевиков, очевидно, является заученной, что наглядно показывает эффективное влияние нацистов на массы.

Ремарк уезжает из Германии за несколько дней до прихода Гитлера к власти, ведь противника милитаризма и национализма в новой стране ждал только арест.

2.3. Зарождение всемирного зла

«Мы ничего не оправдываем необходимостью, идеей, Родиной мы боролись с людьми и убивали их, людей, которых не знали и которые нам ничего не сделали; что же произойдет, когда мы вернемся к прежним взаимоотношениям и будем противостоять людям, которые нам мешают, препятствуют? <…> Что нам делать с теми целями, которые нам предлагают? Лишь воспоминания и мои дни отпуска убедили меня в том, что двойственный, искусственный, придуманный порядок, называемый «обществом», не может нас успокоить и не даст нам ничего. Мы останемся в изоляции и будем расти, мы будем пытаться; кто-то будет тихим, а кто-то не захочет расстаться с оружием».

Многие из «потерянных» были приверженцами радикальных взглядов. Познавшие фронтовое товарищество, они были способны к сплоченности, совместному выполнению приказов, служению цели. Антидемократические настроения господствовали и в рейхстаге, и в обществе. Немцы жаждали перемен, способных вытащить их из пропасти, в которой они незаслуженно оказались. Быть может, поэтому такой человек как Гитлер оказался у власти. Он говорил то, что люди хотели слышать, обещал то, что люди хотели, чтобы им пообещали, а главное – нашёл виновников несчастья, которых поклялся наказать. «Его голос есть не что иное, как его собственное бессознательное, в которое немцы спроецировали самих себя; это бессознательное семидесяти восьми миллионов немцев»: полагал швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.

Разумеется, подобные речи не могли обойти стороной «потерянных». Какому потерявшемуся в жизни человеку не хотелось бы поверить в существование высшего предназначения, которое обещает объединить его и миллионы людей в одно великое целое, противостоящее общему врагу.

Современный российский писатель Эдуард Лимонов дал такую оценку: «Третий Рейх ефрейтора Гитлера потому неизбежно стал государством жестоких ребят, едва выросших из подростков. А подростки, вернувшиеся с мясорубки войны, это чудовища. От самоубийственных мучений молодых Вертеров и лейтенантов Клейстов до лагерей смерти путь был всего в столетие. Путь от живописных разбойников до ледяных убийц СС. Гитлер законнорождённый сын Германии, вот что я хочу сказать…». Лимонов связывает травму поколения и преступления, совершенные немецким народом во времена правления нацистов. В данном случае Германию можно олицетворить и представить как гордого человека, поверженного, униженного, разочарованного и озлобленного, который поддался манипуляциям искусного оратора и встал на путь преступника и тирана. Лимонов называет Гитлера «законнорожденным сыном Германии», хоть он и не немец. А это и не важно, ведь Гитлер был порождением поврежденного немецкого общества, он был отражением и голосом радикальной части народа, требующей реванша и наказания обидчиков. Гитлер и сам был представителем «потерянного поколения», став в итоге худшей из возможных стадий его метаморфоза.

3. Вторая мировая война

Когда в 1939 году вспыхнула Вторая мировая война, «потерянное поколение» столкнулось с крупным глобальным конфликтом второй раз в своей жизни. Теперь многим его представителям пришлось наблюдать, как их сыновья уходят на войну. Эти юноши были идеологически подкованными, исполнительными, намуштрованными солдатами с искаженными представлениями о доблести и морали. И, разумеется, значительное влияние на них оказали истории об их героических родителях-солдатах, лишенных заслуженной победы. «Восстановление справедливости» является чуть ли не самой весомой и убедительной причиной для того, чтобы взять в руки оружие.

«Потерянные» и сами участвовали в военных событиях. К тому времени они уже были зрелыми, опытными людьми и среди солдат занимали место «старших товарищей». Некоторые из них, кто после Первой мировой остался в армии, к моменту начала Второй мировой занимали высокопоставленные руководящие должности.

В итоге, основным содержанием немецкой армии были идеологически обработанные юноши, чьё взросление пришлось на период расцвета национал-социализма, и «потерянные», ожесточенные опытом прошлой войны.

Благодаря полученным на Первой мировой духу товарищества и умению не оспаривать любые приказы, «потерянные» стали сильным звеном немецкой армии и общества. Их исполнительность сослужила плохую службу, когда речь зашла о ряде приказов в отношении так называемых «унтерменшей».

4. Было ли «потерянное поколение» в России?

Определенно было, хоть феномен «потерянности» чаще всего приписывают молодежи именно европейского общества. Дело в том, что для России Первая мировая война оказалась лишь прологом для более важной и значительной войны – Гражданской. Революционный кризис, начавшийся еще с революции 1905-1907 годов, усугубился в ходе Первой мировой войны и привел к падению монархии, хозяйственной разрухе, глубокому социальному, национальному, политическому и идейному расколу российского общества. Высшей точкой раскола стала масштабная ожесточённая война между вооружёнными силами Советской власти, Белого и национальных движений, сопровождающаяся иностранной интервенцией. Братоубийство, красный и белый террор, нравственное и социальное разложение не могли не породить «потерянных», почему же тогда эта тема в России не обрела европейский уровень известности? Причина, скорее всего, кроется в цензуре, установленной советской властью, и пропаганде спасительного содержания Гражданской войны. После прихода к власти, Советы должны были убедить народ том, что победа Красной армии – это лучший из возможных исходов, а несогласные с новым политическим строем со временем были либо «перевоспитаны», либо ликвидированы. Более того, на стороне красных было многочисленное количество людей, для которых победа большевиков и возникновение новой национальной идеи стали моральным стержнем, что не позволило им окончательно превратиться в «потерянных» несмотря на то, что они имели все «необходимые характеристики». Невзирая на бедственное положение молодого Советского государства, власти проводили тщательную работу с общественным самосознанием людей, прививая им сплоченность и видение смысла жизни в служении народу во благо светлого будущего. Можно предположить, что наличие у масс той самой веры в общую идею и сгладили синдром «потерянности» у граждан Советской России.

Именно что «сгладили», ведь отрицать тяжелое состояние общества было бы опрометчиво. Да и в русской литературе вполне можно встретить тему «потерянных». Это и «Иностранный легион» Виктора Финка, и «Экспедиционный корпус» Ильи Кривошапкина, и «Шестой стрелковый» Михаила Слонимского. Правда эти произведения были сильно обделены популярностью, так как в то время была востребована друга литература, о борьбе пролетариата, а не о травме поколения.

Таким образом, русских «потерянных» затмили революция и строительство многообещающего «нового мира».

5. «Потерянное поколение» в современном обществе

5.1. «Молчаливое поколение»

«Молчаливое поколение» – это поколение людей, родившихся примерно с 1928 по 1945 год. В юном возрасте «молчаливое поколение» разделило со своими родителями ужасы Второй мировой войны и её последствия. Многие потеряли на этой войне своих отцов или старших братьев и сестёр. Они увидели падение нацизма и катастрофические разрушения. В СССР «молчаливое поколение» было представлено «Шестидесятниками». После Второй мировой войны «молчаливые» начали достигать совершеннолетия и столкнулись с опустошением и разрухой, в которых они затем провели свою раннюю взрослую жизнь. На их плечи легла ноша устранения тяжёлых последствий прошедшей Второй мировой и усердная работа в непрекращающейся гонке Холодной войны.

В отличие от предыдущего поколения, называемого «величайшим» (оно шло после «потерянного» и его представители были слишком малы, чтобы участвовать в Первой мировой, зато участвовали в боях Второй мировой войны и трудились в тылу во имя общей победы), которое боролось за «изменение системы», тихое поколение предпочитало «работу в системе».

Следование правилам и сильная бережливость, вызванная взрослением во времена Великой депрессии, оказались успешным для «молчаливых» и привели к стабильному накоплению богатств.

«Молчаливое поколение» никогда не поднималось в едином порыве в знак протеста против чего-либо. Журнал Timeписал: «Самый поразительный факт о молодом поколении это его молчание. Молодёжи, за редким исключением, далеко не до трибуны. По сравнению с пламенной молодостью их отцов и матерей сегодняшнее молодое поколение тихое маленькое пламя. Он не выпускает манифестов, не произносит речи и не несёт плакатов». Молчаливость была обусловлена тем, что в эпоху политических послевоенных репрессий Маккартизма на западе и сталинских «чисток» в СССР молодые люди считали неблагоразумным высказывать своё мнение открыто.

Советские «шестидесятники» и вовсе были сильно похожи на европейских «потерянных». Для тех, кто выжил, война стала главным в жизни опытом. Столкновение с жизнью и смертью, с массой реальных людей и настоящей жизнью страны, не закамуфлированное пропагандой, требовало формировать собственное мнение. Атмосфера на передовой, в ситуации реальной опасности, была несравнимо более свободной, чем в мирной жизни. Фронтовой опыт заставлял вообще по-иному относиться к социальным условностям. Бывшие десятиклассники и первокурсники возвращались с фронта совсем другими, критичными и уверенными в себе людьми.

Ожидания послевоенной демократизация и очеловечивание строя не оправдали себя, сталинский режим стал ещё более бескомпромиссным. Важными событиями в жизни поколения стали смерть Сталина и доклад Хрущёва на XX съезде КПСС (1956 год), на котором он раскритиковал деятельность Сталина. Для большинства «шестидесятников» XX съезд разрешил многолетний мировоззренческий кризис и примирил их с жизнью страны.

Итак, снова возникает образ общности людей, пострадавших от мировой войны, столкнувшихся с поствоенной разрухой и новым витком политической жестокости. Можно ли назвать этих людей новыми «потерянными»?

Нет, поскольку «молчаливые» оказались в несколько других условиях. На Западе учли ошибки прошлого, был выдвинут план Маршалла, который должен был содействовать установлению мира в Европе и стимулировать восстановление разрушенной войной экономики. Поэтому процесс «реабилитации» в западной Европе протекал более гуманно, чем в 20-е годы. Люди претерпевали кризис, но не были брошены на произвол судьбы, как это было ранее.

«Шестидесятники» также не превратились в «потерянных», последовавшая за XX съездом демократизация общественной жизни, известная как эпоха «оттепели», стала контекстом их активной деятельности. Успехи в освоении космоса способствовали повышению уровня общественного оптимизма. Многие «шестидесятники» оказались убеждёнными интернационалистами и сторонниками «мира без границ», а культовыми фигурами для них стали революционеры в политике и в искусстве – Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Бертольт Брехт, Че Гевара, Фидель Кастро, а также писатели Эрнест Хемингуэй и Эрих Мария Ремарк.

5.2. Поколение X

Людей, рожденных между 1963 и 1984 годами, принято называть «поколение X» или же «неизвестное поколение». Недовольство властью, огромная политическая индифферентность, рост количества разводов и количества разногласий в образовательной системе и многие другие общественные изменения того времени воздействовали на формирование этого поколение.

Проблематичным «поколение X» считается именно в России. Его формирующими событиями в советское время стали продолжавшаяся холодная война со странами Запада, война в Афганистане, перестройка, падение Берлинской стены, доступ к наркотикам. Многие иксы выросли в неполной семье, а работающие родители позволили им вести самостоятельную жизнь. Из-за этого поколение X называют «детьми с ключом на шее», так как ребенок не был под контролем родителя, мог метафорически «сам входить в дом и вести в нем хозяйство». Поколение X в России и странах бывшего СССР встретило грандиозные потрясения, резкая смена политического режима, как нырок из кипятка в ледяную воду, повергла страну в шок.

Это поколение называют «потерянным» из-за того, что их привычный мир разрушился, на смену старой морали пришла новая, и поколению пришлось социализироваться вторично, усваивая новое мировосприятие. Они были предоставлены сами себе в схватке с чужеродным капиталистическим миром. Среди них, кстати, были бывшие молодые солдаты, травмированные Афганской войной и пытающиеся адаптироваться к мирной жизни.

Снова возникает знакомая картина. Можно ли считать поколение X постсоветским аналогом европейских «потерянных»?

5.3. Поколение Z

Очень часто можно услышать, как термин «потерянное поколение» применяют по отношению к сегодняшним подросткам и молодым людям, поколению Z. Так называемые «зумеры» – это люди, родившиеся примерно с 1997 по 2012 годы. Это первое поколение, полностью сформировавшееся под влиянием социальных сетей и гаджетов. Поколению Z свойственна многозадачность, они разбираются в технологиях, предпочитают общаться через мессенджеры, а не вживую и позже достигают ментальной зрелости. Зумеров осуждают за их «клиповое мышление» (т. е. неспособность концентрироваться на чем-либо в течение долгого времени), за их нежелание приобретать фундаментальные знания и признавать авторитеты.

Несмотря на то, что достаточно большое количество людей считают зумеров «потерянными» из-за их отстраненности от традиционных форм общения и сильной тяге к индивидуализму, провести параллель между поколением Zи «потерянными» крайне затруднительно. Зумеры не переживали социальных катастроф и не были травмированы глобальными конфликтами, это выходцы спокойно и сытого, по меркам человеческой истории, времени. Вся их «потерянность» заключается лишь в отклонение от привычных для предыдущих поколений жизненных норм.

Заключение

После рассмотрения характеристик поколений, которые по тем или иным причинам считаются «потерянными», можно сделать вывод о том, почему именно люди, жившие в период между мировыми войнами, являются «потерянным поколением».

Ни «молчаливые», ни иксы, ни тем более зумеры не могут полноправно называться потерянными. Поколение Zвообще можно не брать во внимание, оно имеет свои достоинства и недостатки и как любое новое поколение просто недопонято предыдущими. Что касаемо первых двух, они действительно чем-то похожи на своих предков: травмирующие войны, каверзные политические обстоятельства, экономические кризисы, резкая смена общественной обстановки и отсутствие представлений о том, что дальше делать с собственной жизнью. Однако «молчаливым» и иксам не хватает еще одной важной «черты» – они не привели мир к социальному катаклизму.

Поколение, жившее в 20-30-х годах, называют «потерянным» не просто потому, что его представители пострадали от войны и не могли адаптироваться к мирной жизни, всё гораздо глубже. Эти люди «потерянные» потому, что, пережив одну катастрофу, они стали косвенной причиной другой, еще более разрушительной. Это было поколение людей, которое дважды использовали как орудие страшнейшей войны, и его историческая роль будто бы заключилась в человеконенавистничестве и разрушении, ему не было дано прожить полноценную, благополучную жизнь. Поэтому данное поколение трагично именуется «потерянным».

Список литературы

1. Э. Хемингуэй. Праздник, который всегда с тобой. М.: Прогресс, 1965. 23 с.

2. «The war that will end war» //URL:http://news.bbc.co.uk/2/hi/special_report/1998/10/98/world_war_i/198172.stm, BBC News 10 November 1998

3. Энтони Пэгден. Миры в состоянии войны: 2500-летняя борьба между Востоком и Западом//URL: https://books.google.ru/books?id=m80kwkt8YW4C&pg=PA407&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false, 25.03.2008.

4. Э. М. Ремарк. На Западном фронте без перемен. М.: Правда, 1959. 54 с.

5. Э. М. Ремарк. Три товарища. М.: Прогресс, 1972, 132 с.

6. Э. М. Ремарк. Возвращение. Л.: Лениздат, 1981. 98 с.

7. Карл Густав Юнг «Диагностируя диктаторов», интервью//URL: https://filosoff.org/jung/wp-content/uploads/sites/121/2017/03/jung-karl-gustav-diagnostiruja-diktatorov-filosoff.org_.pdf, октябрь 1938 г.

8. Э. Лимонов. Апология чукчей//URL: https://www.litmir.me/br/?b=189464&p=1, АСТ, 2013 г.

9. Time. Молодое поколение//URL: http://content.time.com/time/subscriber/article/0,33009,856950,00.html, 5.11.1951

[1] Э. Хемингуэй. Праздник, который всегда с тобой. М.: Прогресс, 1965. 23 с.

[2] “The war that will end war»//URL:http://news.bbc.co.uk/2/hi/special_report/1998/10/98/world_war_i/198172.stm, BBC News 10 November 1998

[3] Энтони Пэгден. Миры в состоянии войны: 2500-летняя борьба между Востоком и Западом//URL: https://books.google.ru/books?id=m80kwkt8YW4C&pg=PA407&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false, 25.03.2008.

[4] Э. М. Ремарк. На Западном фронте без перемен. М.: Правда, 1959. 54 с.

[5] Э. М. Ремарк. Три товарища. М.: Прогресс, 1972, 132 с.

[6] Э. М. Ремарк. На Западном фронте без перемен. М.: Правда, 1959. 54 с.

[7] Ремарк Э. М. Возвращение. Л.: Лениздат, 1981. 98 с.

[8] Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. М.: Правда, 1959. 54 с.

[9] Карл Густав Юнг. Диагностируя диктаторов, интервью//URL: https://filosoff.org/jung/wp-content/uploads/sites/121/2017/03/jung-karl-gustav-diagnostiruja-diktatorov-filosoff.org_.pdf, октябрь 1938 г.

[10] Э. Лимонов. Апология чукчей//URL: https://www.litmir.me/br/?b=189464&p=1, АСТ, 2013 г.

[11] Time. Молодое поколение//URL: http://content.time.com/time/subscriber/article/0,33009,856950,00.html, 5.11.1951