Найти тему
БИСКИД

Как правильно финансировать строительный госзаказ!

Руководство России, Президент и Правительство, в последние месяцы после смены Премьер-Министра в начале 2020 года, активно декларируют своё желание качественно изменить строительную отрасль. Курирующий строительную отрасль вице-премьер России Марат Хуснуллин просто заявил, что систему управления в строительстве после улучшения эпидемиологической ситуации необходимо менять кардинально. Что конкретно подразумевается под изменением системы управления – остается за кадром, а пока видно только два ключевых направления: финансирование девелопмента и борьба со «СНИПами-хрипами».

В первом случае можно говорить о безусловном перехвате властями процессов девелопмента в России. С одной стороны – это прямая констатация недееспособности всего законодательства об эскроу-счетах (о чем мы уже писали и говорили неоднократно) и т.н. «проектном финансировании» банками девелоперских проектов. С другой – ничего принципиально нового и полезного, кроме монетарной поддержки девелоперов, посредством изменения налогов и кредитных ставок для дольщиков и застройщиков – власти предложить просто не в состоянии. При этом, очень часто можно услышать от нашего Правительства, что вот, мол, мы спасаем коммерсантов-девелоперов, потому что государственное административное управление намного эффективнее. Тут, к месту или нет, сразу вспоминаются слова одного старого советского начальника СМУ – «С деньгами-то и дурак построит, а с бюджетными деньгами – даже чиновник»! Потому ничего кроме возможности распоряжаться бюджетным кошельком и не помогает отрасли. К сожалению, наша модель управления строительной отраслью не предполагает стратегических новаций в принципе.

Во втором случае всё еще более тревожно. Конечно, актуализацией стандартов и сводов правил надо заниматься системно, а не исходя из нашего законодательства о госзакупках, предполагающего поиск самого дешевого, а значит – самого неквалифицированного, методолога-исполнителя. Стандарты сегодня пишет кто угодно, если он выиграл тендер через демпинг, а потом они с таким же успехом отменяются в силу своей неприменимости. Так может проблема не в стандартах, а, опять-таки, в госуправлении отраслью?

Так или иначе ответ на запрос и смене системы управления строительной отраслью напрашивается самый неприемлемый для властей России – полная и безусловная смена самой парадигмы управления строительным сектором народного хозяйства. Но у нас опять всё по-своему: вместо того, чтобы воссоздавать строительную отрасль на коммерческих рыночных рельсах, используя лучшие мировые практики и опыт, мы опять двигаемся к государственной централизации управления строительством. Москва доказала, что нет лучшего способа обеспечить «План капитального строительства» чем строить посредством государственных структур, туда же идет наша Армия, прочие силовые структуры и Госкорпорации. Там ведь денег особо никто не считает. Почему бы этот опыт не навязать всей стране, но только через «одно окно»?

Вместе с тем, решение о коренном переустройстве строительной отрасли лежит на поверхности и для его осуществления достаточно начать думать экономически. Можно даже не думать, а просто посмотреть, как живут другие страны и постараться позаимствовать лучший опыт государственного управления строительной отраслью. Условно, эту трансформацию можно озвучить так: «Переход от государственного управления строительными проектами к ЗАКУПКЕ необходимой государству недвижимости». В этой, казалось бы, непонятной на первый взгляд фразе, заложен коренной перелом во всей системе государственного управления, как строительной отраслью вообще, так и строительным рынком в частности.

Смысл состоит в том, что государство должно перестать управлять строительными проектами и заказами по ряду причин. Во-первых, никакой государственный чиновник никогда не будет более квалифицированным, чем профессионал-строитель на свободном рынке компетенций, где ему платят намного больше. Во-вторых, управление строительными проектами через госструктуры – само по себе, управленческий нонсенс и абсолютно несостоятельная идея. И, наконец, в-третьих – строительство объектов недвижимости за счет бюджета – грубейшее нарушение «золотого правила» налоговой и бюджетной системы.

Если первые две причины объективно понятны, то о третьей надо поговорить подробнее. О чем идет речь? Давайте начнем с простого, а именно – с объектов социальной инфраструктуры. Главное отличие таких проектов от производственных – это отсутствие выручки и прибыли, зато наличие потребности в операционном финансировании. Все прекрасно знают, что наш бюджет – это налоги граждан, а значит, их средства, используемые Правительством по своему усмотрению. Если государство находит средства на строительство, значит, оно уже точно обеспечило текущие операционные затраты всего фонда государственной недвижимости и исполнение государственных функций. А это значит и то, что если на капитальное строительство в бюджете есть дополнительные средства – то это средства превышения налоговых сборов над операционной потребностью государственной машины. Финансируя строительство того или иного государственного объекта, мы полагаем, что Государство умеет считать средства и текущих налоговых поступлений будет достаточно для того, чтобы социальный объект не только построить, но и содержать 30-50 лет. Это же касается и объектов армии, дорог и т.п. «бесприбыльных» вложений государства. К сожалению, об этом мало кто думает, а в результате, понастроенная государством недвижимость, не обеспеченная долгосрочным растущим поступлением налогов на её содержание – это повторное и постоянное увеличение налогов. Что мы и наблюдаем постоянно. Вывод простой: государство может строить ровно столько, сколько ОНО может обслуживать с собираемых в будущем налогов без ущерба для людей. Сам по себе, абсолютный прирост стоимости владения социальной недвижимостью за счет бюджета не должен превышать прирост налоговых поступлений в бюджет того или иного государственного образования.

Теперь посмотрим на т.н. «генерирующие выручку и прибыль» государственные объекты недвижимости, часто сконцентрированные в различных квазикоммерческих госпредприятиях и госкорпорациях. А начать можно с амортизации подобных государственных объектов недвижимости. Давайте представим себе, что из бюджета мы строим новую электростанцию, например, АЭС. Затраты на строительство входят в тариф и возвращаются генерирующей компании после ввода в эксплуатацию в виде амортизационных отчислений. Смотрите внимательно: сначала наши налоги были инвестированы из бюджета в капитальное строительство, а потом, из нашего кармана мы возмещаем затраты на строительство в тарифе. Иными словами, сначала за свой счет граждане построили генерацию, а потом оплатили эти капзатраты второй раз при оплате электроэнергии. По сути, сумма амортизации перекочевала из бюджета в оборотный капитал государственной генерирующей компании или корпорации. Это свободный денежный поток, который такая компаниям использует как ей заблагорассудится: можно на премии, можно на ремонт и восстановление. Иными словами, если бы государство думало о кармане граждан, то оно бы уже не включало амортизацию в тариф, что привело бы к необоснованному снижению себестоимости и резкому тарифному конфликту с коммерческими производителями электроэнергии. Ведь они отказаться от амортизации не могут – им надо обеспечивать и окупаемость, и возврат инвестиций.

Таким образом, мы видим, что в обоих случаях, государство строит объекты, во-первых, за счет завышенного сбора налогов, во-вторых, обирает граждан дважды на квазикоммерческих проектах. Разумеется, отсюда результат управления строительными проектами госчиновниками, и они не могут отказаться от такой «небесной манны», ведь управление строительством – гораздо более доходное мероприятие, чем покупка и аренда недвижимости для государственных нужд. «Золотое правило» дает вполне лаконичные ответы на все вопросы изменения системы управления строительством гособъектов:

1. Текущие операционные расходы государственного аппарата покрываются только налогами, а капитальные затраты на государственную недвижимость – только за счет заимствований на рынке капитала, покрытых государственными гарантиями. Это значит, что если государство хочет строить дешевле, то и капитал в стране должен стоить дешевле.

2. Амортизация коммерческих государственных активов расходуется на оплату процентов по заимствованиям и возврат основного тела кредита. Ремонты и восстановление идут за счет прибыли компании (нормированной), тем самым уменьшая остаток свободных денежных средств внутри госпредприятия.

3. Срок государственного заимствования должен соответствовать сроку и политике амортизации, то есть не должно быть такого, чтобы платежи превышали амортизацию или длились дольше срока и схемы амортизационных отчислений. Проценты за весь срок эксплуатации включаются в CAPEX, но объем кредитов должен соответствовать себестоимости строительства без процентов.

4. Доходы от государственных инвестиций в коммерческие проекты должны идти на содержание новых социальных недвижимых пассивов государства, региона или города, тем самым делая более предсказуемым бюджет будущих операционных издержек таких объектов.

-2

Очевидно, что финансирование строительства социальных объектов возможно также за счет государственного заимствования, но только при обеспечении поступления средств на покрытие операционных расходов. До этого – любая госструктура вправе только арендовать помещения и включать арендные платежи в бюджет операционных издержек. Таким образом, государство должно научиться ПОКУПАТЬ необходимую ей недвижимость, а НЕ СТРОИТЬ. А если нет средств на строительство – то только арендовать.

Как это реализуется на практике? Во-первых, резко возрастает необходимость в инжиниринговых услугах на рынке, ведь государство не управляет проектом, а нанимает экспертов и консультантов, которые гарантируют ей приобретение качественной недвижимости. Ведь государство не будет выбирать детский сад, а сразу выберет проект. Здесь включаются все преимущества строительства «Под ключ» с использованием комплексных ЕРС-контрактов. Например, какой-то муниципалитет нуждается в детском садике или школе и объявляет конкурс на его ПРИОБРЕТЕНИЕ. Это не значит, что все застройщики бросятся строить свои садики и предлагать их. Это значит, что соответствующие экспертные институты проведут конкурсы, как архитектурные, так и функционально-технические, так и стоимостные и выберут победителя, который строит «под ключ». А это значит – за свой счет с процентами по своим же кредитам. Если он построил и сдал быстро качественный объект, то бюджет с ним рассчитывается. Если не построил и не сдал – это его проблемы. Бюджет на это время арендует помещения и начинает новый конкурс на приобретение. Таким образом, все застройщики и подрядчики будут кровно заинтересованы строить качественно, быстро и с гарантией длительной эксплуатации без проблем. Во-вторых, при реализации коммерческих государственных проектов, будет очевидный ориентир на ускорение расчетов по займам, на обоснованное планирование прибыли, а не на радостное «освоение» чужих амортизационных потоков, как это делается во многих госкорпорациях.

Что это дает? Во-первых, очевидно, что если капитальной составляющей не будет в налогах, то благосостояние граждан будет только расти, налоги снижаться, а значит, увеличится потребление, бизнес будет развиваться, налоги, в итоге – будут только прирастать. Их прирост – гарантия покрытия затрат на владение и эксплуатацию государственного недвижимого имущества. Во-вторых, амортизация будет в себестоимости, а значит госпредприятия по цене будут на равных конкурировать с коммерческими предприятиями, при этом, свободный денежный поток от амортизации пойдет на возврат государственных займов. В-третьих, это в целом снижает тарифы и дает толчок развитию многим новым бизнесам. В-четвертых, это резко ведет к развитию слоя «инжиниринговых и экспертно-консультационных компаний, который являются важнейшей частью строительного кластера в большинстве стран мира. В-пятых, это высвобождает огромное количество околостроительных чиновников, тем самым снижая и коррупцию, и немотивированное затягивание с решением о финансировании тех или иных строек. Таких примеров тысячи, а количество нереализованных государственных проектов – еще больше.

Это же касается и иных государственных объектов, ведь неумение чиновников строить очевидно, а государственным регуляторам гораздо важнее оптимизировать существующее нормативно-правовое поле строительства, чем собственно лично строить и бегать по докладам с отчетами о количестве уложенного бетона. Это не их дело. Разумеется, придется серьёзно переработать не только Градостроительный Кодекс и 44-ФЗ, но и целый пакет законодательных актов о налогах, о бюджете, о новых контрактных моделях, об оценке государственных инвестиций, вводить обоснование государственных закупок недвижимости и т.д. Всё это – и есть пакет мер по стратегическому переустройству отрасли, а не набор моментальных денежных вливаний в «топку» государственного строительного паровоза. Ведь, как говорят мудрые люди, сколько не оцифровывай паровоз, быстрее он не поедет, а вот стоить будет дороже.