Согласно теории развития личности Эрика Эриксона развитие личности продолжается всю жизнь. Делится на 8 стадий и в случае удачного разрешения проблем и противоречий на одном этапе наступает новая стадия.
Разобьем условно стадии на этапы.
Первый этап: ДЕТСТВО
1. Начинается этот этап с кризиса доверия - недоверия (0-1 год). Соответствует оральной стадии из классического психоанализа. Согласно Эриксону на данной стадии развивается параметр социального взаимодействия. Степень доверия у ребенка к себе и окружающим формируется в зависимости от проявляемой в отношении него заботы. Получая должное внимание и заботу со стороны взрослого ребенок чувствует, что мир - место уютное и доброжелательное. Не получая должного ухода в младенце вырабатывается недоверие и боязливость к миру и людям. И это недоверие он “несет” с собой в другие стадии. Настороженность и недоверчивость могут быть устранены на других стадиях. Например, когда ребенок пойдет в в детский сад он сможет проникнуться доверием к воспитательнице.
Благоприятное разрешение конфликта на этой стадии - НАДЕЖДА
2. Вторая стадия - самостоятельность и нерешительность (1-3 года). Или анальная стадия по Фрейду. У ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. Ребенок начинает двигаться и осваивать окружающий мир посредством двигательной активности. Малыш начинает гордиться своими новыми способностями и стремится к все делать сам: снимать обертку с конфет, нажимать кнопку в лифте и т.п. Если на этой стадии давать ребенку возможность все делать самому и не торопить его, то происходит удачное разрешение проблем и противоречий. Если же его все время торопить, ругать и делать за него, то исход один - проявление стыдливости и нерешительности.
Благоприятное разрешение конфликта на этой стадии - ВОЛЯ
3. Предприимчивость и чувство вины (неадекватность) (3-6 лет) . Фаллическая стадия в психоанализе. Ребенок начинает проявлять изобретательность. Дети, которым родители предоставляют возможность проявлять свою фантазию и всячески это поощряют, то происходит закрепление предприимчивости. В случае когда ребенок слышит множество запретов и упреков с просьбой не задавать глупых вопросов и не заниматься ерундой, то чувство вины ребенок заберет с собой в следующую стадию.
Благоприятное разрешение конфликта на этой стадии - ЦЕЛЬ
4. Умелость и неполноценность. (Творчество и комплекс неполноценности) (6 -11 лет). Латентная стадия по Фрейду. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. В этот период ребенку любопытно знать как устроены те или иные вещи, просыпается интерес к трудовым навыкам: желание мастерить, строить, готовить, рукодельничать и т.п. Если ребенка на этой стадии всячески хвалить, поддерживать и разрешать довести дело до конца у него формируется умелость. Если же запрещать и называть любое его занятие баловством, то сформируется чувство неполноценности. НО! важный момент, который подчеркивает Эриксон: на этой стадии ребенок уже посещает школу и чувство неполноценности может возникнуть в процессе его взаимодействия с учителем и/или сверстниками. Даже если дома все его начинания поощрялись.
Благоприятное разрешение конфликта на этой стадии - УВЕРЕННОСТЬ
Второй этап: конец ДЕТСТВА начало ПОДРОСТКОВОГО возраста
5. Идентификация личности и путаница ролей. (12-18 лет).Генитальная фаза по Фрейду. В классическом психоанализе на этой стадии происходит второй выбор сексуального объекта, который вызывает направленность на достижение автономии от родителей и находит отражение в преодолении остатков Эдипова комплекса. Но по Эриксону на данном этапе помимо полового созревания у подростка формируется новый взгляд на многие вещи, его занимает интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подросток может создавать себе новый идеал семьи, общества и т.п. Становится идеалистом и пытается создать на практике придуманный им идеал. Задача на этой стадии - собрать о себе всю информацию и своих ролях (школьник, сын, музыкант, друг и т.д.), связать с прошлым опытом и спроецировать в будущем. Если задача будет выполнена, то у подростка формируется мнение о себе, появится ответ на вопрос: КТО Я, ГДЕ НАХОЖУСЬ И КУДА ИДУ. На этой стадии влияние родителей косвенно. Если ребенок не может решить вопрос идентификации своего Я, то появляются симптомы путаницы ролей.
Благоприятное разрешение конфликта на этой стадии - ВЕРНОСТЬ
Третий этап: МОЛОДОСТЬ.
6. Близость и одиночество (18-25 лет). В понятие близость Эриксон включает не только физическую близость, но и способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять себя. Успех или провал на этой стадии зависит от самого человека и лишь косвенно от родителей. Распространяется не только на романтические отношения, но и на дружбу.
Благоприятное разрешение конфликта на этой стадии - ЛЮБОВЬ
Четвертый этап: ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ
7. Общечеловечность и самопоглощенность (26-64 года). Общечеловечность по Эриксону - способность интересоваться судьбами людей за пределами семьи, проявление интереса к новым поколениям и судьбе мира и общества. У кого на этой стадии не выработалось чувство сопричастности к человечеству, происходит самопоглощенность или зацикленность на самом себе.
Благоприятное разрешение конфликта на этой стадии - ЗАБОТА
Пятый этап: СТАРОСТЬ
8. Цельность и безнадежность (от 65 лет). Если человек, оглядываясь в прошлое ощущает удовлетворение, то это признак цельности. Если же для человека прожитая жизнь - череда упущенных возможностей и постоянных ошибок, то здесь речь идет о безнадежности.
Благоприятное разрешение конфликта на этой стадии - МУДРОСТЬ